Екатерина Устюжанина
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня важно не только уметь построить своё устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на неё. Формирование культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От этого зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.
И всему этому надо учиться. Умение не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.
В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.
Последние десятилетия в отечественной науке проблема общения рассматривалась и изучалась как один из основных видов человеческой деятельности. Развитие сферы общения является необходимым условием как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности.
В последние годы в системе образования перед педагогами и психологами ставится вопрос о социальной адаптации при поступлении их в школу. Одна из причин низкой адаптации ребенка к школе – это его неумение общаться со сверстниками и взрослыми.
Важнейшая задача взрослых - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, научиться вступать в контакт и вести разговоры со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих. Сформированные в дошкольном детстве умения сопереживать (радоваться успехам других; огорчаться, если их постигла неудача; оказывать помощь тому, кто в ней нуждается, правильно строить взаимоотношения друг с другом помогут в дальнейшем устанавливать положительные, доброжелательные отношения с окружающими.
Цель методической разработки - создание перспективного плана работы, направленного на формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить особенности формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Создать перспективный план работы, направленный на формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Одним из компонентов общения выступает культура речи. Исследования М. И. Лисиной, Л. И. Островской, С. В. Петериной, Н. И. Формановской установили, что формирование культуры речевого общения предупреждает негуманное проявление эмоций, а также определяет:
- формирование знаний норм и правил;
-умение взаимодействовать с окружающими;
-желание вступать в контакт.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми [50, с. 14].
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример [29, с. 53].
В старшем дошкольном возрасте в общении ребенка с окружающими появляются новые черты. Ребенок активно осваивает культуру общения. Его социальные чувства становятся более управляемыми, в действиях и поступках повышается произвольность, расширяется объем социально-нравственных представлений. Дети проявляют живой интерес к нормам взаимоотношений с людьми. Правило становится мерилом в оценке поступков и разрешении конфликтов. Если ребенок не подчиняется общим правилам в игре или в другой общей деятельности, если ищет выгоды только для себя в ущерб другим, дети могут отказаться от контактов с ним, оценивая его поведение, как несправедливое.
Старшие дошкольники стремятся к общению с воспитателем, они любят беседовать на личные темы. Им интересно мнение и оценки воспитателя. Детей волнуют вопросы справедливости и равноправия в отношениях сверстников и взрослых [3, с. 96].
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим (по сравнению с предшествующим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы.
Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становится способом познанием норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.
Новым приобретением ребенка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи.
Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной [14, с. 206].
Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим людям [50, с. 49].
У старших дошкольников формируются следующие навыки культуры общения (по Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной): говорить спокойно, с уважением; заботливо относиться к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполнять просьбы и поручения взрослых. Выполнять правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминать сверстникам о правилах поведения. В общественных местах вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко.
Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются такие черты как коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
1.3 Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Решение проблемы формирования культуры общения следует искать в выработке таких приемов взаимодействия, которые были бы адекватны желанию ребенка быть принятым окружающими. Сложность и многоаспектность формирования культуры общения определяются взаимосвязью знаний, убеждений, психологических состояний, которые должны учитываться педагогом в процессе разнообразных видов деятельности детей [40,с. 47].
Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – это игра.
Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре старшие дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости. «Игра- это подлинно социальная практика ребенка. В ней дети по собственной инициативе вступают в общение между собой, в значительной мере самостоятельно строят свои отношения» (Д. Б. Эльконин) [4, с. 148].
Игру отличают наличие воображаемой ситуации и непродуктивный характер деятельности, что подразумевает направленность на сам игровой процесс и на переживания играющего. Анализируя специфику игры, многие исследователи (Т. В. Антонова, Л. В. Артемова, Л. В. Лидак, Н. Я. Михайленко и др.) выделяют общение как необходимое условие ее возникновения и существования в детском обществе, что позволяет рассматривать игру как «содержательное общение» (Н. А. Короткова). В этом контексте процесс игры рассматривается как игровой диалог, способ понимания, проникновение в смысл, намерения собеседника, связанные с организацией общей деятельности.
Совместная игра старших дошкольников приобретает характер свободного общения, которое осуществляется по поводу построения и развертывания сюжета.
Таким образом, своеобразие игры состоит в том, что это – интегративная деятельность ребенка, в котором действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их организацию и осуществление [32, с. 64].
Поддерживая у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.
Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.
Формированию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности. Так как управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, то к педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести выбор игры, который в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т. п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. В игре естественна подмена мотивов: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. И, как результат, нарастание агрессивности, отчужденности, враждебности [50, с. 70].
Сюжетно – ролевые игры являются источником социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи – всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Игры с правилами (дидактические, настольные, подвижные) способствуют познавательному, двигательному развитию. Они развивают у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра учит еще и общаться.
Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми [4, с. 151].
Таким образом, с помощью игры у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать следующие способности и качества: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать. Под влиянием воспитания игровая активность ребенка становится более целенаправленной, у него развивается умение договариваться, согласовывать свои действия с действиями товарищей, с их желаниями, т. е. формируется культура общения.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1Диагностика развития речевого общения
Особенно важна указанная диагностика становится в старшем дошкольном возрасте, так как на этом возрастном этапе умение общаться становится важным средством дальнейшей социализации ребенка.
Задачи педагогической диагностики:
1. Выявить степень активности и инициативности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
2. Изучить особенности владения коммуникативными и речевыми умениями в общении с окружающими.
3. Определить тематику разговоров со сверстниками и взрослыми и оценить ее разнообразие и актуальность.
Методы диагностики – наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, за общением детей с воспитателями и родителями. В процессе наблюдения фиксируются инициативность ребенка в общении, его активность в разговоре со сверстниками и со взрослыми, поводы и тематика обращения к собеседникам, владение речевыми и коммуникативными умениями, эмоциональный тон общения, тематика детских разговоров.
Схема фиксации результатов наблюдения включает следующие показатели:
- фамилия и имя ребенка, возраст на момент диагностики;
- дата и время коммуникации;
- поводы общения, собеседник;
- степень участия ребенка в общении: инициация общения или ответ на предложение общения или пассивное участие в коллективном разговоре;
- владение речевыми умениями: слушать и правильно понимать собеседника, формулировать в ответ свое суждение, правильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определенный эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать ее нормативность, вносить изменения при необходимости;
- владение умениями речевого этикета: умение вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, приводить примеры, возражать, оценивать, умение обращения к собеседнику; знакомство, приветствие, приглашение к разговору, привлечение внимания, просьба, согласие и отказ, жалоба, сочувствие, одобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. ;
- владение невербальными средствами общения: уместное использование мимики, жестов.
Шкала оценки показателей.
Может быть дана уровневая характеристика особенностей общения ребенка.
Высокий уровень. Ребенок в течение всего дня испытывает потребность в общении со сверстниками и взрослыми и успешно реализует ее, выступая инициатором при любой возможности. С удовольствием участвует в коллективных и диалогических формах общения, может занимать разные позиции активности. Поводы общения со сверстниками и взрослыми разнообразны, присутствуют познавательные и социально-личностные мотивы. Свободно владеет основными речевыми и коммуникативными умениями, использует их адекватно ситуации, умеет пользоваться формами речевого этикета. Речь коммуникативно-целесообразна.
Методика «Закончи историю»
Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (трудолюбие – лень, щедрость – жадность, правдивость – лживость, внимание к людям – равнодушие).
Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Тестовый материал
История 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…
Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
После первой истории ребенку задаются вопросы: «Как ты думаешь, какое настроение было сначала у девочки? Почему? А потом оно изменилось? Почему?
История 2. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам.» Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 3. Кате на день рожденья мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой.» Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Обработка результатов теста:
0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.
1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
2.2 Организация работы по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Были организованы также сюжетно – ролевые игры («Ждем гостей», «Супермаркет», «Волшебники», «Поликлиника», которые расцениваются как самая точная модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно - побудительного плана, именно то, без чего, как известно, немыслимо общение.
С точки зрения Д. Б. Эльконина, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием, "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает из условий жизни ребенка в обществе" [4, с. 148].
Сюжетно-ролевые игры, которые использовались, имели большой успех среди воспитанников именно тем, что действие происходило в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращалась в больницу, или в магазин. А играющие дети брали на себя соответствующие роли (врача, продавца). В таких играх, как правило, задействовано несколько участников, поскольку всякая роль предполагала партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д. Во время проведения таких игр нас, прежде всего, интересовало значение игры дошкольников для развития культуры общения.
Общение и игра дошкольников очень тесно связаны, поэтому, формируя культуру общения, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. А, организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть, мы способствуем развитию их общения.
В игровую деятельность включается непосредственно образовательно-воспитательная деятельность
Можно отметить, что работа, проводимая детском саду, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Поэтому можно организовать формы взаимодействия с родителями. Целью данной работы является привлечение родителей к проблеме формирования культуры общения у детей
Использовали также методические рекомендации педагогам МДОУ, которые позволят им работать над формированием культуры общения у дошкольников
Воспитателям предлагается ознакомиться с информацией на темы «Как помочь детям с нарушениями в общении», «Маленькие задиры», «Ох уж эти ссоры», «О детской застенчивости».
Заключение
Причиной обращения к этой теме явилась обеспокоенность следующими факторами: многие старшие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками; дети все меньше пользуются словом как средством общения; не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним обращается кто – либо; не могут адекватно среагировать на проблемную ситуацию.
Изучив и проанализировав психолого – педагогическую литературу по данной проблеме, пришли к выводу, что уровень сформированности культуры общения у дошкольников является одним из показателей готовности к школьному обучению и позитивной социальной адаптации.
При проведении игр можно получить помощь в коррекции негативных эмоций, научиться вступать в контакт, внимательно слушать, договариваться, выстраивать положительные взаимоотношения.
Следует отметить, что дошкольники сами формулируют те правила, которые помогут им общаться, например, дружбы, вежливости, взаимоотношения в игре.
Следует отметить, что родители активно принимают участие в воспитательно-образовательном процессе: помогают дошкольникам найти познавательный материал, дома играют с детьми в рекомендованные игры, участвуют в совместных мероприятиях, конкурсах, помогают в изготовлении атрибутов к праздникам и играм, оказывают помощь в создании предметно – развивающей среды. Одна из форм работы с родителями – создание фотовыставок с различной тематикой: «Мы отдыхаем», «Моя семья», «Мои питомцы», что способствует общению детей друг с другом. Все это сближает педагогов, родителей и детей, положительно сказывается на взаимоотношения.