Светлана Лукина
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Народы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. " Народы России "
Цель:формирование основ гражданственности и патриотизма, толерантность, через ознакомление с народами, населяющими Российскую Федерацию.
Задачи:
один Способствует развитию умения узнавать и называть представителей народов России : русские, татары, мордва, якуты, калмыки, чуваши, осетины, чеченцы;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Народы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
2 расширять представление об элементах национальной одежды; предметах быта; жилищах; промыслах музыкальных инструментов, данных народностей.
3 Способствовать возникновению уважительных чувств к людям любой национальности.
Ход НОД.
На Большой магнитной доске размещено изображение карты России На карте прикреплены изображения национальных жилищ народов России; русских, татар, мордвы, якутов, Калмыков, чувашей, чеченцев.
Около жилищ находится цифры от одного до восьми Отдельно прикреплены изображения представителей данных народов скобка скобки мужчины и женщины. На столе находится большой кубик с точками на гранях.
Воспитатель: Ребята, Сегодня мы с вами поговорим о народах, которые проживают на территории нашей страны. А как называется наша страна?
Ребё нок: Российская Федерация.
Воспитатель: Правильно! Кто знает стихотворение о нашей родине. Прочитайте пожалуйста.
Россия, Россия! Под небом под синим
Найдёшь ли ещё где такой красоты?
Я верю в Россию, я верю в Россию,
Я верю в Россию. Поверь в неё ты.
(Евгений Мартишин)
Воспитатель: Какое замечательное стихотворение. Вам оно понравилось!
Дети: Да.
Воспитатель: Россия, ребята очень большая страна. В ней проживают разные народы. Назовите пожалуйста эти народы!
Дети: русские, татары, мордва, якуты, калмыки, чуваши, осетины, чеченцы.
Воспитатель: правильно. Послушать, пожалуйста стихотворение.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Воспитатель: Обращает внимание на магнитную доску скобка.
На кадре России прикреплены и пронумерованы жилища народов. Я предлагаю вам устроить соревнования в том, Кто лучше знает образ жизни народов нашей страны. Для этого мы разделимся на две команды выполним задание. Тому, кто правильно ответит на вопросы, я буду давать флажки. Победит та команда, у которой наберётся наибольшее количество флажков. Согласна?
Дети: Да.
задание номер один.
Воспитатель: Вы будете кидать кубик называть количество точек и подбирать изображение народа, проживающего жилище по данным номером.
Дети из команды кидают кубик называют жилище И подбирают изображение мужчины и женщины. Зачем они прикрепляют их на карту к национальному жилищу данного народа скобка.
На интерактивной доске появляется изображение местности, Где проживает данный народность. Воспитатель даёт небольшую справку о природе этого края.
За правильно ответь дети получают российский флажок.
Воспитатель: Молодцы! Первая команда отлично справилась с первым заданием. А теперь борьбу вступает команда номер два.
Дети из команды номер два бросает кубик, подбирает изображение мужчины и женщины, прикрепляет их на карту к национальному жилищу данного народа.
на интерактивной доске появляется изображение местности, Где проживает данная народность. Воспитатель знакомит детей с природой края. За правильный ответ дети получают флажок.
Если какая-либо команда отвечает неверно, то право ответить предоставляется игрокам другой команды.
Воспитатель: Молодцы. Все Наши игроки хорошо справились с первым заданием. А теперь я Предлагаю перейти к заданию номер два.
задание номер два
Воспитатель: Назовите элементы национальных костюмов народ, выберите их среди других элементов одежды народов. Прикрепите на карту.
Дети из команды номер один кидают кубик определяет народность. Выбирает из карточек все, на которых изображены подходящие элементы, называют их и прикрепляет на карту.
На интерактивной доске появляются изображения того как как изготовляется данная одежда. Воспитатель поясняет. За правильный ответ, дети получают флажок. Да
Зачем задание выполняет команда номер два.
Воспитатель: Молодцы! Обе команды правильная подобрали и назвали элементы национальных костюмов. А теперь следующее задание.
задай номер три
Соберите из частей изображения быта, назовите их, для чего они необходимы.
Бросается кубик. Определяется народность. Два человека из команды номер один по очереди собирает из частей изображения называют предметы быта и для чего они служат.
На интерактивной доске появляются изображения того, как пользуются данными предметами. Воспитатель поясняет. За правильный ответ участники получают флажок. Зачем в игру вступает другая команда. Всё повторяется, но уже с предметом быта другого народа.
На интерактивной доске также появляются изображения. Воспитатель делает пояснение. За правильный ответ дети получают флажок.
Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь я предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка " Дружба "
Воспитатель: мы отдохнули, А теперь я Предлагаю перейти к заданию номер четыре.
Задание номер четыре
Воспитатель: Участникам игры необходимо из картины с изображениями изделий промыслов выбрать все, которые относятся к определённому народу. Народность дети определяют с помощью кубика.
Дети из двух команд, по очереди кидает кубик, определяет народности, а затем выбирают изображение предметов промысла, относящихся к данному народу. Прикрепляет карточки к карте. За правильный ответ выдаются флажки.
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы переходим к последнему заданию.
задание номер пять
Воспитатель: На интерактивной доске будут появляться изображения музыкальных инструментов разных народов. Изображение для каждого участника. Игроки из разных команд, по очереди должны их назвать. За каждый правильный ответ дети получают флажки.
Дети выходят и выполнять задания.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все справились с испытаниями. А теперь время подвести итоги.
Воспитатель подсчитывает количество флажков и называет победившую команду. Её участники получают значки с изображением герба России
Участники проигравшие команды получают календарики с изображением достопримечательности столицы России города Москвы.
Дополнительные материалы.
К заданию №1.
Жилища народов :
1) Русские-русская изба
2) Татары-юрта
3) Мордва-мордовская изба
4) Якуты-летнее жилище ураса
5) Калмыки-калмыцкая юрта.
6) Чуваши-пурт
7) Осетины-осетинская сакля
8) Чеченцы-чеченская сакля.
К заданию №2
Элементы национальных костюмов:
1) Русские:
-мужские штаны, рубаха-косоворотка
-женские сарафан, кокошник
2) Татары:
-мужские жилет, тюбетейка
-женские камзол, ичиги
3) Мордва:
-мужские рубаха, пояс
-женского панар, панго
4) Якуты:
-мужские бук таанах сон, капор
-женские сангыях, женская якутская шапка
5) Калмыки:
-мужские костюм, халмаг
-женские костюм женщины- теряг, женский халмаг
6) Чуваши:
-мужские рубаха, шапка
-женские фартук, шапка
7) Осетины:
-мужские папаха, черкеска
-женские платье, головной убор
8) Чеченцы:
-мужские папаха, черкеска
-женские платье, чувяки
К заданию №3
Предметы быты:
1) Русские:
-ухват, колыбель
2) Татары:
-плита, подушка
3) Мордва:
-берестяной короб, лохань
4) Якуты:
- чоорон, ыаас
5) Калмыки:
-калмыцкая плеть, калмыцкий бортха
6) Чуваши:
-глиняная посуда, кувшин
7) Осетины:
- деревянная посуда, столик фынг
8) Чеченцы:
люлька Ага, ковры с национальным орнаментом
К заданию №4
Предметы промыслов:
1) Русские:
-кувшин, расписанный хохломской росписью, глиняный горшок
2) Татары:
-женские украшения
3) Мордва:
-матрёшки в национальной одежде, куклы из ткани, расшитые национальным узором точки
4) Якуты:
-резьба по кости, вышивка бисером
5) Калмыки:
-изготовление шахмат, изделие с вышивкой орнаменты
6) Чуваши:
-вышивка на ткани, изготовление глины посуды кувшин
7) Осетины:
-шитьё золото, изготовление украшений на волосы диадемы
8) Чеченцы:
-изготовление керамических медальонов, изготовление кинжалов
К заданию №5
1) Русские:
-балалайка, жалейка
2) Татары:
-думбыра, курай
3) Мордва:
-гудок, свирель
4) Якуты:
-якутский бубен, хомус
5) Калмыки:
-товшур, хуур
6) Чуваши:
-параппан, кесле
7) Осетины:
-дала-фандыр, дуадастанон фандыр
8) Чеченцы:
-деревянная гармоника дичиг-пондар, чунгур.