Колмык Елена
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Праздники России»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Предисловие.
Авторское дидактическое пособие «Праздники России» рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.
В России много различных праздников (государственных, профессиональных, религиозных и т. д.) и как сделать так, чтобы дети узнавали и рассказывали о праздниках? Как доставить радость от процесса познания, развить интерес к игре, вместе с тем развивать речь, расширять активный словарь, мелкую моторику, желание познавать культуру своего народа, любовь к родным местам, гордость за свой народ? Конечно, при помощи игры.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Россия. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2022
В разработанном нами дидактическом пособии можно найти много интересных, развивающих, дидактических игр с описанием, с красочными выразительными картинками по познавательному и речевому развитию дошкольников.
Это могут быть индивидуальные игры с одним ребенком, игры с малой подгруппой детей, самостоятельная деятельность детей. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила, в игре предусмотрен порядок действий.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных организаций.
Данное пособие поможет поддержать детскую инициативу в дидактических играх, развить познавательный интерес ребенка, закрепить знания детей об окружающем мире, активизировать речь и обогатить словарь детей, развить память, внимание и наблюдательность, патриотические чувства: любовь к родным местам, гордость за свой народ.
2. Введение.
Актуальность.
Все дети любят праздники, но не все ребята знают, как правильно называется той или иной праздник, в какое время года он отмечается, его традиции, ценности. Дети задавали вопросы о том, как возник тот или иной праздник, зачем о нем говорят и почему его надо отмечать. Поэтому для развития чувства патриотизма, желания познавать окружающий мир детьми старшего дошкольного возраста было создано дидактическое пособие «Праздники России».
Проблема.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, необходимо усвоить эти знания не механически, а осмысленно. Начиная работать в группе по нравственно - патриотическому воспитанию мы столкнулись с проблемой недостаточного количества пособий – дидактических игр для ознакомления детей с истоками и традициями русской культуры. Дети не могут связно рассказать о праздниках, у них мало знаний, слабый словарный запас. Поняли, что необходимо создавать условия для развития речи, памяти, внимания.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственно - патриотического воспитания.
Важным средством в патриотическом воспитании является приобщение детей к традициям народа, к его праздникам. Праздники помогают освоить культуру родного народа, сохранить его традиций.
Наша гипотеза.
Мы предполагаем, что в результате создания и использования дидактического пособия дети расширят свои знания о праздниках, узнают, что они подразделяются на государственные, профессиональные, религиозные (церковные, узнают об истории и социальной значимости праздников.
Повысится уровень познавательного интереса детей к окружающему миру, а, также, обогатится словарный запас, память, внимание и наблюдательность, желание познавать культуру своего народа, любовь к родным местам, гордость за свой народ. Всё это способствует саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём инициативности, целеустремлённости и любознательности.
3. Основная часть.
3.1. Цели дидактического пособия: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через приобщение к истокам и традициям русской культуры посредством знакомства с Российскими праздниками. Развитие познавательной, речевой, игровой деятельности.
Задачи:
• вызвать интерес к истории и традициям России, посредством праздников;
• формировать представление о религиозных (церковных) праздниках (Рождество, Крещение, Пасха, Троица, Яблочный Спас и т. д.);
• расширять лексический словарь новыми понятиями;
• развивать связную речь;
• развивать внимание, мышление, память; развивать мелкую моторику рук;
• развивать навыки свободного общения детей друг с другом;
•воспитывать чувство патриотизма и любви к своей «малой Родине».
3.2. Содержание.
Наша родина Россия - самое большое государство мира. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу и отмечают праздники.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, является технология дидактической игры.
Дидактическая игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности и способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли; формирует первоначальные знания детей о родной стране, ее культуре и традициях.
Дидактическое пособие «Праздники России», состоящее из серии дидактических игр, ориентированно на старший дошкольный возраст, обладает целым рядом достоинств, позволяющих широко применять данный материал, как в самостоятельной деятельности детей, так и в практике педагога на индивидуальных, подгрупповых занятиях, решая задачи ознакомления с социальным миром, в развитии познавательной деятельности, коммуникации.
Методика организации дидактических игр с использованием пособия «Праздники России» имеет три направления: подготовка, проведение, анализ.
«Подготовка» - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, картинки);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен определить свое место в игре, методы руководства ею;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.
«Проведение» - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не
приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной. Дети обычно ждут этого дня.
«Анализ». Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Дидактическое пособие «Праздники России» изготовлено в совместной деятельности детей и воспитателей, и побуждает детей к активной познавательной, игровой, творческой деятельности.
Представляет собой картинки – «праздники», формата А-4, шесть штук. Они разделены на четыре времени года, и всего их 24 штуки. На обратной стороне картинки находится квадрат с цифрами, который мы используем на этапе знакомства с игрой.
Цифровой кубик, цветную мнемо – схему для обучения детей рассказыванию о праздниках, мы используем на следующем этапе игры.
Для игры «Лото», которую изготовили дети, под руководством воспитателей, используются 24 маленькие карточки и 4 большие карточки с изображением сезонных праздников.
Данное игровое пособие безопасно в использовании детьми.
Для того, чтобы сформировать познавательный интерес детей, мы подобрали раскраски «Праздники России», а также стихотворения к каждому празднику. Также для заучивания стихотворений используются мнемо-таблицы.
Ребенок, играя, развивает свою речь, внимание, память, воображение, а также приобретает навыки общения; получает первоначальные знания о разнообразных праздниках России. Достигается это вовлечением ребенка в игровые и речевые ситуации, где ребенок – активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы.
4. Условия реализации.
Дидактическое пособие «Праздники России» ориентировано на старший дошкольный возраст. Применяется как в самостоятельной деятельности детей в «говорящей» развивающей среде, так и в подгрупповой, и индивидуальной работе с детьми.
5.Перечень, используемого оборудования и материалов.
Дидактическое пособие «Праздники России» содержит: карточки с описание праздников; серии картинок с разнообразными праздниками России; картотека мнемо - таблиц; карточки - схемы, карточки – картинки для лото, изготовленные детьми; кубик для игр.
6. Заключение.
Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами коллектива детей. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.
При использовании данного пособия у детей развивается познавательный интерес, закрепляются знания детей об окружающем мире, активизируется и обогащается активный и пассивный словари детей, развивается память, внимание и наблюдательность.
Результат использования дидактического пособия.
- Дети познакомились с историей и традициями русского народа, получили знания о государственных, профессиональных, религиозных (церковных) праздниках.
- Дети научились узнавать и описывать праздники - тем самым у них развивается связная речь, они рассуждают, делают выводы.
-У детей появился интерес к совместной деятельности, желание узнавать больше об окружающем мире. .
- Дошкольники приобрели опыт коммуникации.
7. Список используемой литературы
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М. ,2007.
2. Пидкосистый П. И. Технология игры в обучении и развитии. - М., 2005.
3. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., 2009.
4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М., 2010.
5. Карасеева Е. Г. «Родник» программа духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста - 2004.