Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Природные зоны России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с природными зонами России: Крайним Севером, тундрой, зоной лесов, степью, пустыней; формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и пустыни; систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, развивать способность по внешнему виду определять место обитания животного; дать понятие о первом законе экологии: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены; воспитывать познавательный интерес к животным различных природных зон; воспитывать бережное отношение к Земле – как к общему дому для человека, животных и растений.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Природные зоны России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Природные зоны Земли
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Материал и оборудование: карта природно-климатических зон России, атлас для детей «Планета Земля», журналы «Наша флора и фауна», раскраски с изображением животных (белого медведя, ежа, джейрана, цветные карандаши, полоски цветной бумаги, клей-карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы совершим удивительное путешествие по нашей огромной необъятной стране. Познакомимся с природными зонами, животным и растительным миром некоторых природных зон.
Прежде чем мы отправимся в путешествие я задам вам несколько вопросов.
Педагог: На какой планете мы живем? (На планете Земля.)
А как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)
Где мы можем увидеть всю нашу Россию? (На глобусе, на карте.)
Педагог обращает внимание детей на карту.
Педагог: Правильно, ребята. Посмотрите, вот карта России.
II. Основная часть.
Беседа «Природные зоны России»
Природа нашей Родины многообразна. Начнем наш рассказ с лесной зоны.
Педагог демонстрирует картинки с деревьями: например, сосны и березы, кустарника лещины, волчьего лыка, жимолости, шиповника, травы и цветов борщевика, клевера, лилии, полыни, кислицы, Иван-чая, зверобоя, медуницы, колокольчика, сон-травы.
После того как ребенок познакомился с обитателями леса, нужно перед ним поставить проблемный вопрос, например: почему именно эти растения и животные растут и живут в лесу? Ребенок должен прийти к выводу, что они приспособились к таким условиям. А именно деревья нуждаются во влаге, солнечном, умеренном свете, трава и цветы любят тень и влагу. Животные нуждаются в таком корме, который растет в лесах, а также осенью готовятся к холодной зиме.
Можно вспомнить какой образ жизни ведут животные в разное время года. Например:
МЕДВЕДЬ.
Зима - спит, появляются медвежата;
Весна - выводит медвежат из берлоги и учит добывать корм;
Лето - растит своих медвежат;
Осень - нагуливает жир, готовит место для берлоги.
Далее следует познакомить детей с контрастной природной зоной «Арктическая пустыня».
Арктические пустыни - бесплодные, покрытые вечным снегом. Растительность здесь практически отсутствует - выживают редкие лишайники. Животный мир тоже небогат, в основном тут обитают белые медведи, белухи, нарвалы, моржи и тюлени, а также приморские птицы.
Далее переходим к зоне степей.
Характерная черта степи - безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковер: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др.
В степи - растения солнцелюбивые, листья видоизменены в колючки, не нуждаются во влаге, корни близко к поверхности.
Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, еще и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Растения также приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы, либо активны весной, когда еще оста
ется влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов - строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орел, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.
И последняя природная зона - зоной пустыни.
Пустыня - природная зона, характеризующаяся практическим отсутствием флоры и фауны.
За год в пустыне выпадает очень мало осадков. Почвы пустынь развиты слабо. Растительный покров занимает обычно менее половины поверхности почвы, причем может совсем отсутствовать на протяжении нескольких километров.
Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных - пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны. Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов - мест с густой растительностью и водоемами, а также в долинах рек. В оазисах распространены лиственные деревья: туранговые тополя, ивы, а в долинах рек - пальмы, олеандры.
Педагог предлагает детям выполнить разминку.
Разминка «Лесные обитатели»
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лесенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок побежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит.
Обрывная аппликация с элементами рисования «Животные России»
Педагог предлагает ребятам выполнить аппликацию. Раздает раскраски и с изображением животных. Предварительно надо раскрасить животное. Полоски цветной бумаги надо порвать на кусочки средней величины и наклеить их на работу (льдину заполнить элементами из голубой и синей бумаги, для полянки использовать зеленую и салатовую бумагу, а для пустынной почвы – желтую и оранжевую.
III. Рефлексия.
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы продолжим знакомство с природными зонами.
Ребята, мы с вами жители планеты Земля, которая является нашим общим домом.
Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять природу!
Список использованных источников
1. Журналы «Наша флора и фауна».
2. Первый атлас для детей «Планета Земля». - ООО «Свежий ветер», 2023. - С. 44-45.