Ирина Щербакова
Конспект НОД «Звуковая культура речи «Звуки [М}, [М’]» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию
«Звуковая культура речи : звуки м, м*.».
Вторая младшая группа.
Воспитатель: Щербакова Ирина Павловна.
Цель: упражнять в четком и правильном произношении звуков м и м*.
Задачи:
Обучающие:
формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественной интонацией актуализировать словарный запас детей;
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Звуковая культура речи „Звуки [М}, [М’]“ во второй младшей группе» размещена в разделах
развивать моторику речевого аппарата, слуховое восприятие, речевой слух, внимание.
Воспитательные:
воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками, желание помогать друг другу.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация,
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ,
Игровые (дидактические упражнения).
Материалы и оборудование: кукла Машенька, игрушки – кошка, собака, корова, мышка и мишка, мячик, маски кошки, котенка, коровы, теленка, ключик,ширма, карандаши, бумага для рисования, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: беседы о животных – кошках, и умении произносить звуки : мяу и фр-р, артикуляционная гимнастика, знакомство с песней «Кошка» муз А. Александрова, сл. Н. Френкеля.
Ход образовательной ситуации:
1. Организационный момент.
– Ребята, вы любите ходить в гости? (ответы детей)
- А вы хотите сейчас пойти в гости? (ответы детей)
- А на чём можно поехать в гости? (любой транспорт) (ответы детей)
- А на чём вы предлагаете поехать? (ответы детей).
-Я предлагаю поехать на паровозе, можно я буду машинистом, а вы моими пассажирами.
(играет музыка)
-Вот мы и приехали.
-Посмотрите, нас встречает – кукла.
-А что должен сказать при встрече воспитанный человек? (ответы детей)
-А как вы думаете, как зовут нашу куклу? (ответы детей)
-А если у куклы нет имени, как бы вы её назвали? (ответы детей)
-Ой, ребята, она на ушко мне прошептала, что её зовут Маша.
-Давайте повторим имя куклы. (ответы детей)
-Она тоже, оказывается, умеет говорить.
-А как вы думаете, что куколка нам сейчас скажет? (ответы детей)
-А давайте внимательно послушаем: (кукла говорит слово «Ма-ма»).
-Что сказала кукла? (ответы детей)
-Ребята, Маша предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Заводные куклы».
Артикуляция звука М, МЬ.
1. Игра «Заводные куклы».
-Хотите стать говорящими куклами? (ответы детей)
- Что нам в этом поможет? (показывает ключик). Раньше, чтобы кукла заговорила, ее надо было завести ключиком, и я и вас заведу ключиком – вот так. Тот, кого я завела, должен четко сказать: «Мама, я тебя люблю».
(После того как 5–6 малышей выступят в роли заводных кукол, игра продолжается в несколько измененном варианте. Дети изображают заводных коров, телят, козочек и козлят, кошек и котят (по выбору).
-Ребята, взрослого животного голос грубее, а у их детенышей какой голосок? (ответы детей) (тоньше).
-Заведу-ка я вот этого беленького котеночка… Сейчас заведу большого черного кота
2. Чтение рассказа про кошку Мурку.
-Ребята, кошка Мурка просит меня прочитать про неё рассказ.
-А вы хотите послушать? (ответы детей)
Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно. (Дети садятся на ковёр)
Рассказ читается без наглядного сопровождения.
-Жила-была Мурка. Она очень любила молоко. Быстро-быстро она лакала молоко язычком. Но мылась она без мыла. Да-да! Просто чисто-чисто вылизывала свою шкурку язычком.
- Как звали кошку? (ответы детей).
-Что любила Мурка? (ответы детей)
-Покажите, как лакала она молоко? (артикуляционная гимнастика язычком).
- Ой, ребята, что-то Мурке грустно стало. Кажется, я знаю почему - она хочет кушать. А чем же ее покормить? (Молоком).
3. Исполнение песенки «Кошка» (муз А. Александрова, сл. Н. Френкеля.)
Киска к деткам подошла
Молочка просила.
Молочка просила,
«Мяу» - говорила
Мяу-мяу-мяу. (дети подпевают)
Угостили молочком – (дети подставляют ладошки, кошка из них «лакает»
Кисонька поела,
Кисонька поела,
Песенку запела:
- Мурр… Мурр…Мурр… (дети подпевают)
Воспитатель: - Ребята, скажите, как Мурка просила молока (Мяу-мяу) (индивидуальные ответы детей, скажите, какую песенку пела кисонька (мур) (индивидуальные ответы детей.)
4. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка»
-На улице зима и наша Мурка заболела, у неё болит горлышко, и она не может говорить.
- Я хочу ей помочь, а вы хотите? (ответы детей) Давайте поможем.
(вначале воспитатель читает стихотворение Г. Сапгира «Кошка», а затем повторяет его, и дети участвуют в диалоге)
- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу (дети)
-Стережешь ты мышку тут?
-Мяу (дети)
-Мяу, хочешь молочка?
-Мяу (дети)
- А в приятели – щенка?
-Фр-р!
-А теперь хотите поиграть? (ответы детей)
-Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать за кошку, как говорит кошка – мяу. Правильно.
5. Физкультминутка.
-А сейчас кукла Маша приглашает вас поиграть:
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
Киваем головой. Мы руки поднимаем,
мы руки опускаем, мы кружимся потом.
6. Игра «Вставь словечко»
Молодцы ребята! Давайте поиграем ещё в одну игру, она называется «Вставь словечко».
На полу скребется – (мышка). Спит в берлоге бурый – (мишка). Этот мишка очень – (мил). Только лапы он не (мыл). Убежала в норку – (мышка). Спать залёг в берлогу – (мишка). Мальчик мал, но очень – (мил). Он водичкой руки - (мыл). Кто всю зиму в шубе спал, лапку бурую сосал. А проснувшись, стал реветь, этот зверь лесной - (медведь). Наша Таня громко плачет, уронила в речку – (мячик). Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось – (мыло).
7. Рисование «Мяч»
- Ребята, посмотрите, под столом стоит коробка. Как вы думаете, что там?
-Хотите открыть ее? В коробке лежит мяч. Дети рисуют мяч для куклы Маши.
-Кукла Маша сказала мне, что ей очень понравились ваши рисунки.
8. Рефлексия.
-У кого ребята мы были в гостях? (ответы детей) (у куклы Маши).
-В кого мы сегодня превращались? (ответы детей) (заводных кукол)
- Кто к нам в гости приходил? (ответы детей) (Мишка и Мурка)
-Как разговаривает кошка? (ответы детей)
- Как маленький котенок? (ответы детей)
-Мне очень понравилось с вами играть, вы хорошо отвечали на вопросы.
-А что вы нарисовали кукле Маши? (ответы детей)