Мария Гузанова
Конспект НОД для детей среднего возраста по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушках»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: средняя группа №6
Тема НОД: составление описательного рассказа об игрушках.
Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, речевая, игровая.
Форма организации деятельности: работа с интерактивной доской, просмотр мультимедиа, беседа, игры с правилами.
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ об игрушке.
Способствование развитию умения соотносить предмет с его описанием.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД для детей среднего возраста по речевому развитию „Составление описательного рассказа об игрушках“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
1. Формировать умение рассматривать предметы, выделять их характерные признаки, качества, действия и назначение; составлять загадки об игрушках, отражать свои знания и наблюдения по использованию предметов в игре.
2. Формировать умение находить предмет среди других по отдельным существенным признакам.
3. Развивать умение составлять загадки об игрушках, память, внимание.
4. Воспитывать чувство взаимопомощи.
Предварительная работа:
Игры с предметами, рассматривание игрушек.
Материал: интерактивная доска, мультимедиа, игрушки (лиса, пожарная машина).
1. Мотивация деятельности.
Воспитатель обращает внимание детей на звуковое письмо. Показ слайдов.
- Здравствуйте, ребята!Меня зовут Незнайка.
- Я хотел купить игрушки в магазине, но забыл как они называются.
2. Постановка цели.
- Ребята, как мне объяснить продавцу, что я хочу купить?
Ответы детей.
- Правильно, дети. Вот и сегодня я предлагаю Вам помочь Незнайке научиться рассказывать про игрушки.
3. Совместная работа по нахождению способов деятельности.
- Чтобы научить Незнайку рассказывать об игрушках, нам надо самим рассказать ему о каких-нибудь игрушках, которые есть у нас в группе.
- Но для начала давайте подумаем, что вообще можно сказать об игрушке. Обращаю внимание на кроссворд.
- Что же мне делать с кроссвордом?
Ответы детей.
- Правильно ребята, мы его разгадаем и будем им пользоваться при составлении рассказов об игрушках.
1 – игрушки бывают синие, красные, желтые, зеленые. Открываю первую клетку кроссворда - цвет.
2 – игрушки бывают похожи на круг или прямоугольник, овал или треугольник. Открываю вторую клетку кроссворда - форма.
3 - игрушки бывают большие, маленькие или средние. Открываю третью клетку кроссворда - размер.
4 - игрушки бывают деревянными, тканевыми, пластмассовыми, резиновыми. Открываю четвертую клетку кроссворда - из чего сделано
5 – у игрушек бывают колеса, хвостики, окошки, кнопки. Открываю пятую клетку кроссворда - из каких частей состоит.
6 – машинки можно катать, куклу укладывать спать, из кубиков строить. Открываю шестую клетку кроссворда - применение или что умеет делать.
А теперь, расскажем об этой лисичке и пожарной машине, не называя их.
Во время рассказа дети «опираются» на мнемосхемы.
Сначала расскажем о лисичке.
- Игрушка какая? (Рыжая, пушистая)
Ответы детей.
-Что есть у игрушки? (У нее длинный хвост, четыре лапы, зеленые глаза)
Ответы детей.
- Что она умеет делать? (Умеет бегать, ловить мышей, заметать хвостом следы)
Ответы детей.
А теперь расскажем о пожарной машине.
- Какая она? (Она большая, красивая, красного цвета)
Ответы детей.
- Что у нее есть? (У нее есть кабина, шланги, лестница, колеса)
Ответы детей.
- Зачем она нужна людям? (Нужна людям для того, чтобы помогать тушить пожар)
Ответы детей.
- А хотите, ребята, поиграть и потренироваться рассказывать о предметах одновременно?
Ответы детей.
Словесная игра «Угадай, что за игрушка».
Дети становятся в круг. Правила игры такие: придумайте загадку об игрушке, но так, чтобы остальные ребята догадались, о какой игрушке идет речь. Например: «Эта игрушка коричневого цвета, среднего размера, мягкая, у нее толстые лапы, может реветь страшным голосом. Как называется эта игрушка?» (Медведь.) Можно придумать загадки об одной и той же игрушке, но условия загадки должны быть разными. Например: «У этой игрушки коричневый мех и карие глаза. Что за игрушка? Может быть это чебурашка?» При затруднении ребенка воспитатель помогает воспользоваться мнемосхемой, выбрать предмет и придумать загадку.
- Как здорово, ребята, у вас получилось рассказывать об игрушках не называя их. Сразу было понятно о каких игрушках идет речь.
4. Самостоятельная работа детей.
А теперь представим себе, как вы придете в магазин и объясните продавцу какую игрушку вы хотите купить не говоря ее название.
- Я буду продавцом в магазине игрушек, а вы покупателями. Покупатель сможет купить игрушку, которую захочет, только в том случае, если составит рассказ об этой игрушке. По рассказу продавец должен догадаться, какую игрушку вы хотите купить. Кто готов сделать покупку?
Дидактическое упражнение «Магазин игрушек».
В случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы (Какого цвета игрушка? Какие части есть у игрушки? Что умеет делать? Как можно играть) или вовлекает ребенка в совместное рассказывание об игрушке.
После составления ребенком описательного рассказа об игрушке воспитатель обыгрывает ситуацию: «Вы хотите купить большой мяч? Вы понятно рассказали об игрушке. Можете взять ее себе».
-Незнайка, а теперь ты попробуй купить свои игрушки, а мы с ребятами попробуем понять о каких именно игрушках ты говоришь.
Показ слайдов. Незнайка рассказывает об игрушках.
- Он может быть большим или маленьким, резиновым или кожаным, разного цвета, его можно бросать, катать и играть в футбол. (Мяч)
Ответы детей.
- Она длинная, с двумя ручками, бывает разных цветов, через нее прыгают на месте или с продвижением вперед. Через нее можно прыгать одному или вдвоем.
- Какую игрушку хочет купить Незнайка? (Скакалку)
Ответы детей.
- Они бывают разного цвета, их почти всегда делают из пластмассы и дети очень любят играть с ними в песке. (Формочка для игр с песком)
Ответы детей.
- Они цветные или белые. Ими рисуют на асфальте разные рисунки.
- О чем говорит Незнайка? (О мелках)
Ответы детей.
5. Подведение итогов, обсуждение результата, саморефлексия.
Незнайка обращается к детям. Показ слайдов.
- Ребята, спасибо вам, теперь я знаю, что для того чтобы купить игрушку в магазине, когда не помнишь ее названия, о ней нужно просто рассказать. Я очень рад, что вы помогли мне. Теперь я смело могу идти в магазин.
До свидания ребята!
Незнайка уходит.
- Ребята вы помогли Незнайке?
Ответы детей.
Что вы сделали?
Ответы детей.
- Молодцы, ребята, мы помогли Незнайке. Научили, как можно покупать игрушки не называя их.
- Посмотрите, ребята, кто-то раскидал все игрушки, что же делать? (составить игрушки на полки)
Ответы детей.
- Поставьте игрушку на верхнюю полку, если сегодня вы помогли Незнайке и, сами научились рассказывать об игрушках, и поставьте на нижнюю полку, если не помогли Незнайке и не научились сегодня рассказывать об игрушках.
Ребята составляют игрушки на полки, обосновывая свой выбор.