Светлана Ескевич
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Звук [Ц] и буква Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
коррекиионно-образовательная:
— формировать и расширять знания о «семантическом поле»
коррекционно-развиваюшие:
— автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— работать над голосом;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— уточнять и расширять словарь;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе
—
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Оборудование; сюжетная картинка «Во дворе», предметные картинки,, наборы для составления схем, зеркала, ручки и тетради.
Ход занятия:
№1. Психотренинг.
Логопед: Главное чудо света – человек.
Хотите к нему прикоснуться?
Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек!»
Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.
(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обязательный).
- Здравствуйте, добрые друзья!
- Здравствуйте, дорогие гости!
Ребята, занимайте свои места, присаживайтесь на стульчики.
№2. Игра: «Доскажи словечко»
Стали выше небеса,
Звонче птичьи голоса,
Убежал сугроб седой,
Так бывает лишь …. (Весной)
- Верно. И сегодня мы поговорим о весне.
№3. Игра: «Слоговые лужицы»
Весной начинает ласково припекать солнце. Тает снег. Звонко капают капели, образуя лужи. Но посмотрите у нас не простые лужи, а слоговые.
Ребята на каждой капельке – картинка. Ваша задача догадаться в какую лужу упадет капелька. Сколько в названии картинки слогов, в такую лужу она и упадет.
Проталины подснежник ручей ледоход солнце март апрель май почки листья.
№4. Физ. мин. Пальчиковая гимнастика «Капель».
Кап, кап, кап – звенит капель-
Приближается апрель. Ритмично на каждый слог стучат подушечками пальцев, начиная с большого, по столу.
Утром снова солнце встанет,
Будет сильно припекать, Сжимают и разжимают кулачки.
По крыльцу забарабанит Стучат пальцами по столу
Капель веселая опять. Хлопают в ладоши.
№5. Знакомство со звуком «Ц».
Весной возвращаются домой перелетные птицы. одними из первых прилетают скворцы. О них говорят: «Летит скворец – зиме конец». Посмотрите на картинку. Человек сделал для скворца скворечник. Сидит скворец у скворечника, радуется весне и распевает «Ц-ц-ц!»
- Как поет скворец? (ц-ц-ц)
- С этим звуком мы сегодня и познакомимся.
- Произнесите звук «ц», наблюдая за артикуляцией в зеркале.
(Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.)
- Произнесите этот звук в ладошку; закрыв ушки.
- Дайте характеристику звуку «ц».(Звук «ц» - согласный, всегда твердый, глухой).
№6. Упражнения в произношении.
- Скворца называют пересмешником, потому что он легко запоминает услышанные звуки и в своей песне повторяет их. Видит скворец – лошадка во дворе копытцами стучит: «цок – цок – цок» и повторяет за ней. Повторите и вы.
- Увидел скворец, как кошка мышку ловит: «цап – цап – цап». И вторит ей «цап – цап – цап». Повторите за скворцом.
- Хозяйка цыплят во дворе собирает: «цып – цып – цып». Произнесите так же.
- Разбежались цыплята по двору, а курица волнуется, все ли здесь цыплята? Произнесите отчетливо:
Курица волнуется,
Не пугайте курицу.
№7. Выделение звука «ц» из состава слова.
Игра «Сигнальщики».
- Послушайте весенние слова. Поднимите фонарик, если в слове вы услышите звук «ц». Какого цвета фонарик вы будете поднимать? Почему? (Синий – потому что «Ц» всегда твердый.)
Солнце птенцы весна
Тепло первоцвет листья
Цветной зеленые птицы
Скворечник скворец почки
№8. Формирование грамматического строя речи. «Малыши заблудились»
Весной появляются детеныши у животных и птиц. Но случилась беда, некоторые детеныши заблудились. Найдите малышам маму. Отвечайте, четко произнося звук «ц».
У медвежонка мама – медведица.
У верблюжонка …
У ослика…
У волчонка…
У львенка…
У тигренка…
У ягнят …
У цыпленка…
№9. Звуковой анализ слова.
- Ребята составьте звуковую схему слова курица.
- Сколько звуков в этом слове?
- Сколько согласных твердых?
- Сколько согласных мягких?
- Сколько слогов?
№10. Знакомство с буквой «ц».
- Звук «Ц» - отрывистый, резкий, сильный, быстрый, острый: ц-ц-ц. И буква, которая его обозначает, имеет коготочек на конце.
- Посмотрите, как буква Ц изображена пальцами рук. Постройте ее также.
№11. Развитие графических навыков.
Откройте пропись на странице 10. Задание №5. Напечатайте 3 буквы ц.
№12. Чтение слогов.
Забрались к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Привела их с улицы
Пестренькая курица.
Цыплятам так понравилось в детском саду, что один из ник так у нас и остался. Вышел однажды цыпленок на участок и увидел зернышки. А на зернышках – гласные буквы. Тогда он надел передник со своей первой буквой Ц и сказал :
Буду зернышки клевать,
Буду слоги я читать.
- Какие слоги с буквой Ц прочитает цыпленок? Ребята, помните, что звук «ц» произносится всегда твердо! И буква Ц всегда читается твердо.
Ац уц ец ыц иц оц
Ца цу це цы цо ци
№13. Физ. мин. + развитие мимических мышц.
-Ребята на улице так ласково припекает солнце, что скоро на деревьях появятся листочки, а на полянах среди зеленой травки расцветут прекрасные цветы.
Давайте выполним ф. мин. «Цветы»
Вырос высокий цветок на поляне, Изобразить цветок с закрытыми лепестками.
Утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и питание, Ритмичные движения руками вместе и врозь.
Дружно дают под землей корешки. Присесть изобразить корни.
А теперь цветочки радуются солнышку, Изобразить радость.
Улыбаются ему, Изобразить веселье.
Вдруг набежала тучка, Изобразить грусть.
Рассердились цветы на тучку! Рассердиться.
Тучка убежала. Изобразить радость.
№14. Составление схемы предложения. И предложений по заданной схеме.
- Ребята, а для того, чтобы садовые цветы росли, радовали нас своей красотой и ароматом за ними нужно ухаживать как называется профессия человека, который ухаживает за цветами, разводит их. (Цветовод)
Составьте предложение о цветоводе к схеме.
___ ___ ___ .
Придумайте предложение и начертите схему своего предложения.
№15. Выделение звука из состава слова и определение местоположения этого звука. Игра «Будь внимателен».
- Рассмотри картинку во дворе, назови слова со звуком «Ц». Определи где находится этот звук.
№16. Чтение.
Игра «Собери слова».
Будь внимательным, смотри!
Части слов соедини.
Из рассыпанных слогов дети составляют слова «умница», «молодец».
№17. Итог занятия.
- Как вы сами считаете, кто из вас на занятии был умницей и молодцом?
- С каким звуком познакомил вас скворец? Что вы узнали о звуке «Ц»?