Мария Легошина
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Деревья и кустарники»
Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники».
Легошина Мария Александровна
Цели: Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их отличительных особенностях.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Деревья и кустарники“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Образовательные: закреплять знания детей о деревьях и кустарниках, познакомить с профессией «лесничий», с особенностями леса.
Развивающие: развивать познавательный интерес, зрительное внимание и восприятие, функции словоизменения.
Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, бережное отношение к живой природе.
Наглядные материалы: Мультимедиа презентация. Картинки о деревьях. Картинки листьев.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лес. Но прежде давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Дети:
Не разбегаться, не ломать ветки деревьев, не разрушать муравейники, не собирать грибы и ягоды, не вытаптывать траву, ходите только по тропинкам.
Воспитатель: Молодцы ребята, а вот теперь для того, чтобы нам попасть в лес, нам надо закрыть глазки и сказать волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в лесу очутись». Вот мы и попали с вами в лес. Посмотрите сколько в лесу деревьев, кустарников и других растений.
Воспитатель: Ребята, а какие деревья и кустарники вы знаете?
Дети: Берёза, дуб, сосна, малина, шиповник.
Воспитатель: Молодцы ребята, да такие деревья и кустарники растут в наших лесах. Но кроме них есть ещё множество других, с которыми мы с вами сегодня познакомимся.
2. Объяснение нового материала.
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что такое лес? Лес – это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве. А какой бывает лес? Лес делится на несколько видов. Вот некоторые - лиственный, хвойный, смешанный.
Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в лиственном лесу?
Дети: В лиственном лесу растут деревья с листьями…
Воспитатель: Молодцы, лиственные деревья (берёза, дуб и другие). А в хвойном лесу?
Дети: А в хвойном лесу деревья с иголками.
Воспитатель: Да, конечно, в хвойном лесу растут хвойные деревья (сосна, ель и другие). А в смешанном?
Дети: В смешанном лесу растут разные деревья.
Воспитатель: Вы правы, в смешанном лесу растут и лиственные и хвойные деревья. То есть (берёза, дуб, сосна, ель и другие.) А какие ещё другие? (клен, липа, осина и т. д.)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, из чего состоит дерево?
Физкультминутка «ЛЕС».
Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках). Покажите, а какие кустарники в лесу – низкие (дети приседают). Еще раз покажите, какие деревья высокие, а какие кустарники низкие. Деревья высокие. Вдруг подул ветер и закачались наши деревья (наклоны вправо, влево).
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что такое деревья, какие они бывают, узнали про его строение. Давайте теперь поговорим о кустарниках. Что такое кустарник?
Кустарник – это многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие главного ствола, а имеющие несколько или много стеблей – стволов.
Все кустарники имеют много стволиков, отходящих от общего основания, которое находится под землей или у самой ее поверхности. А отличаются кустарники внешним видом и строением листьев, а также строением цветков и плодов. Какие кустарники вы знаете? (малина, шиповник, сирень, калина, орешник)
3. Игра “ЧЕЙ ЛИСТ?”
Лист осины- осиновый
Лист дуба-.
Лист сливы-.
Лист смородины-.
Лист клёна -.
Лист ясеня-.
Лист сирени-…
Лист барбариса-…
Иголки сосны-…
4. Игра “ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ”.
В лесу деревьев и кустарников много. Давайте посчитаем их.
Одна осина, две осины, пять осин.
Одна сирень,.
Одна сосна,.
Одна лиственница,.
Одна смородина,.
Вот сколько, много в лесу деревьев и кустарников!
5. Игра “ТРИ ЛИСТА” (у каждого ребенка по три листочка).
Раскладываем картинки с изображением трёх разных листьев. Ребёнок должен их
назвать и сказать, как они лежат. Например: смородиновый лист- между осиновым и
дубовым. Или : смородиновый лист- справа от осинового и слева от дубового и т. д. А как расположены листья на твоей картинке?
3. Закрепление нового материала.
(отгадываем загадки, связанные с темой деревья и кустарники).
Воспитатель:
1. Дуб
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это. (дуб)
Дубы – это лиственные деревья с простыми листьями. У дуба широкая крона и много больших ветвей. Плоды дуба называют желудями.
2. Клен остролистный
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это. (клен)
Клены – это большие деревья с широкими кронами, гладкой коричневой корой, которая с возрастом становится чешуйчатой. У остролистного клена пятилопастные листья плотные и темно-зеленые. Осенью листья становятся золотыми. У клена красноватые крылатые семена.
4. Клен американский
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клён и его плоды)
Клен американский – это лиственное дерево со сложными листьями. Каждый лист состоит из 5 листочков. Листья окрашены в темно-зеленый цвет. Семена растут кисточками. Их называют самолетиками и крылатками.
5. Осина
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой. (осинки)
Осина - это дерево, которое меньше других тополей. У них серая кора с большими порами, круглые листья с волнистыми краями. Сверху листья темно-зеленые, а снизу – светлые. На деревьях появляются сережки – серо-зеленые и пушистые.
6. Рябина
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (рябинка)
Рябины – это невысокие деревья. У этих деревьев небольшие сложные листья с зубчатым краем, кремово-белые соцветия распускаются в мае, а красные ягоды появляются в августе.
7. Береза
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши. (березки)
Березы – это стройные деревья со светлой корой, которую называют берестой, и поникающими ветками. Мелкие цветки собраны в одиночные сережки.
8. Липа
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит. (липа)
Липы – это деревья с широкими кронами и сердцевидными листьями. У листьев зубчатый край. В июле липы цветут желтовато-зелеными ароматными цветками. Маленькие округлые твердые серо-зеленые плоды висят на листовидных крылышках.
9. Ель
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку. (ель)
Ели – это вечнозеленые хвойные деревья с разнообразными иголками и шишками. У европейской ели конусовидная форма кроны, колючие темно-зеленые иголки и шишки, свисающие вниз.
10. Сосна
У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей. (сосна)
Сосны - это вечнозеленые хвойные деревья. Они не сбрасывают листья зимой и имеют плоды – деревянистые шишки. У сосен длинные, похожие на иголки листья, собранные попарно или группами по 3-5 хвоинок.
11. Черемуха
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черёмуха)
Черемуха – это невысокое листопадное дерево. Крона у дерева удлиненная и густая. Листья простые очередные и тонкие, на коротких черешках, заостреннвые. Цветки белые, собранные в длинные поникающие кисти с сильным запахом. Плод – шаровидная черная костянка, сладкая и сильно вяжущая.
12. Сирень
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует. (сирень)
Сирень – это многоствольные листопадные кустарники. Сирень цветет голубовато- лиловыми или белыми цветками, собранные в метельчатые соцветия.
13. Боярышник
На верхушке – гроздья,
А пониже – гвоздья. (боярышник)
Боярышник – это крупный древовидный куст высотой до 6 м. Плоды боярышников бывают шаровидными, грушевидными, вытянутыми с одной или несколькими (до 5) крупными, очень прочными трехгранными косточками.
14. Снежник
Снежник – это листопадный кустарник высотой 1-3 м. Снежник - ядовитый кустарник. Плоды у снежника белые и мелкие.
15. Шиповник
Колючий куст охраной служит.
Плоды на ветке с солнцем дружат.
Витаминные мешочки
Выросли здесь на крючочке. (шиповник)
Шиповник – это дикорастущее растение семейства розоцветных. Листья у этого кустарника сложные. На кусте можно наблюдать одновременно бутоны, цветки и созревшие плоды. Плоды шиповника красного и коричневого цвета съедобны и очень полезны.
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели
Чтобы новые леса поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий охраняет друг - лесничий.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что охраняет лесничий?
Дети: Чтобы люди не ломали деревья.
Воспитатель: Иногда думают, что лесник и лесничий — одно и то же. Однако это совсем разные профессии. Лесником называют лесного сторожа, он охраняет лес. Лесничий — это учёный-лесовод. Лес — это огромное богатство. Он даёт нам сырьё для химической и бумажной промышленности, строевой лес и дрова, грибы и ягоды. Как их использовать и в то же время сохранить леса для людей будущего? Вот этим и занимается лесничий. лесничий –это человек, который отвечает за состояние и охрану лесов. В подчинении лесничего находятся помощники, мастера леса, лесники.
4.Подведение итогов занятия.
Воспитатель: С какими деревьями и кустарниками мы сегодня познакомились?
Дети: С липой, клёном и осиной, боярышником, малиной, сиренью.
Воспитатель: А с какой профессией познакомились?
Дети: С профессией – лесничий.
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: На этом наше с вами путешествие по лесу завершилось.