Наталья Пылаева
Конспект НОД «Чудо-соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе «Чудо - соль»
«Познавательное развитие»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования с природным веществом солью.
Программное содержание:
Формирование представления о способах добычи соли. Развивать навыки экспериментирования. Способствовать развитию связной речи. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Воспитывать интерес к познавательной активности.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект НОД „Чудо-соль“» размещена в разделах
Мешочки с солью на каждого ребёнка. Половина листа картонной бумаги чёрного цвета, лупа; пластиковые стаканчики, бутылочки с водой; пластиковые ложки, баночки с размельченными сухими мелками. Презентация «Откуда пришла соль?» Пиалки с измельчёнными мелками в кофемолке. Две свечки, две баночки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, я предлагаю это вещество отгадать на ощупь.
Воспитатель: Давайте посмотрим. На самом ли деле там соль. Откроем любой мешочек. Убеждаются, что это соль. При помощи чего мы можем рассмотреть, из чего состоит соль (при помощи лупы) За столами (на столах картон чёрный, насыпана соль, лупы на каждого ребёнка) не сидя, дети рассматривают соль через лупу. Что вы видите? На что похожи крупинки? Какого цвета? Как узнать чем пахнет соль? Какой можно сделать вывод?
Вывод:
(Соль белого цвета, состоит из мелких частиц - кристаллов, сыпучая, солёная).
Воспитатель: (Ответы детей) Ребята, а вы хотите узнать что-нибудь новое и интересное о соли?
Я приглашаю вас посмотреть фильм. Демонстрация фильма
Жила-была на свете Солонка. Стояла она на столе, солила понемногу всякую еду — борщ, кашу, котлеты и овощи. Но вот однажды кончилась у нее соль. Рассердились на Солонку котлеты, обиделись овощи, разгневались борщ и каша.
– Надо пойти соли поискать, — сказала тогда Солонка и отправилась в путь. Только никак не могла она отыскать хотя бы щепотку соли!
На деревьях соль не растет.
С неба не сыплется.
Откуда ее взять?
– А ты к самому Соленому морю сходи, — посоветовала ей знакомая Масленка, — у него соли много!
Прибежала Солонка на берег моря.
– Здравствуй, Соленое море! Дай мне сольцы немного, — сказала Солонка.
– Хорошо, — ответило Соленое море. — Я. дам тебе соли. Только сначала сходи к моему братцу, могучему Насосу-Солесосу.
Пошла Солонка к Насосу-Солесосу. Стоит Насос-Солесос на бережку, воду из моря перекачивает.
Ты-то мне и нужен, Насос-Солесос, — обрадовалась Солонка. — Дай мне немного соли!
Забурлила морская вода. Перекачал великан Солесос воду в маленькое озеро.
– А теперь попроси Горячее Солнышко согреть воду, — сказал Солесос. — Нагреется вода, испарится, а соль на самом дне останется!
Попросила Солонка Горячее Солнышко. Превратило Солнце морскую воду в пар. А на дне озера осталась соль — много соли, видимо-невидимо, хоть лопатой греби!
Набрала Солонка соли, домой побежала.
Обрадовались котлеты, заплясали овощи в кастрюле, улыбнулись друг другу борщ и каша. А за обедом рассказала им Солонка, откуда соль берется.
Оказывается, люди соль из морской воды добывают. А помогают им могучие насосы-солесосы и горячее южное солнце. Вот как!
Вывод: Откуда же берётся соль? Ответы детей (Соль добывают из солёных морей и озёр) Как называется насос, который помогает качать соль? (Солесос)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами тоже попробуем добыть соль. Я приглашаю вас пройти в мини-лабораторию и превратиться я в учёных.
Для первого нашего эксперимента нужно немного времени. У вас на тарелочках лежат кусочки льда, возьмите немного соли в ложку и посолите лёд. Отодвиньте тарелочки. К этому опыту мы ещё вернёмся попозже, а сейчас смотрите:
Я возьму две свечи и зажгу их. Затем наберу в одну ложку обыкновенной воды, а на другую солёной воды. Теперь я буду их нагревать.
Как вы думаете, для чего я это делаю? Что должно произойти. /Ответы детей/. Пройти показать детям.
Вывод: Этот опыт ещё раз доказывает, что из солёной воды можно получить соль.
Давайте вернёмся к нашему первому эксперименту, посмотрим что, же происходит с льдом.
Вывод: Соль растворяет лёд. Именно поэтому и посыпают дороги солью. У нас в садике не посыпают дорожки солью?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в солёной воде можно утонуть? У вас у всех стоят стаканчики с водой, положите в стаканчик 3 ложки соли. Вода стала какой? И опустите (яйцо) Что происходит?
Вывод: Какой можно сделать вывод? Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности.
Воспитатель: Предлагает поиграть в игру. Я предлагаю вам превратиться в кристаллики соли. Сейчас вы будете бегать под музыку, как только музыка останавливается, кристаллики должны соединиться и замереть. По сколько кристалликов нужно соединить я вам буду говорить (по 2, по 3, по 1)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю пройти в нашу лабораторию. И проведём опыт по изготовлению цветной соли.
Цветную соль можно приготовить разными способами: с помощью пищевых красителей, краски гуашь. А мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков для рисования на асфальте. Для этого я их сначала мелко размолола в кофемолке. Сейчас каждый из вас насыпьте в пиалу по 2 столовых ложки мелков и цветного порошка. Хорошо и аккуратно ложкой перемешайте и вот перед вами – цветная соль. Мы с вами разделимся на две команды, и каждая будет заполнять цветной солью свой стакан. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
/Выполнение детьми работы, воспитатель при необходимости помогает, обращает внимание на умение работать в команде. / Хвалит детей.
Во время процесса беседует с детьми, где применяется соль
- Итак, ребята, сегодня я буду писать отчёт о наших исследованиях. Как выдумаете, что можно написать в отчёте? Что нового вы узнали о соли? Что вам больше всего понравилось?