АЛЬФИЯ КАРПОВА
Познавательно-исследовательский проект «Обыкновенное чудо — соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Эпиграф: «Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Сделай – и я пойму!»
Восточная мудрость.
Актуальность.
В природе всё взаимосвязано: растения, животные, почва реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве – живая природа не может обходиться без неживой. С самого рождения детей окружают явления и объекты живой и неживой природы. Детям интересно знать всё : откуда берутся эти объекты, какую пользу они приносят людям, где ещё можно их использовать и т. п. Например, откуда добывают соль, какую пользу она приносит людям, где и как можно использовать её свойства.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Обыкновенное чудо — соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель исследования: определить, что такое соль и каковы ее свойства
Задачи исследования:
1. Исследовать свойства соли опытным путём
2. Узнать о значении соли в жизни человека
3. доказать, что соль – интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности
4. Провести эксперименты с солью.
Объект исследования: соль.
Участники проекта : ребёнок, родители, воспитатели.
Продолжительность: краткосрочный.
Гипотеза: предположим, что соль – не только необходимый продукт питания, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.
Методы исследования:
1. Сбор информации в сети Интернет
2. Проведение опытов.
Значение соли:
- соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;
- соль используют, когда засаливают продукты ( например: рыбу, сало, консервируют овощи на зиму);
- солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии;
- для здоровья полезны ванны с морской солью;
- соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.
Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.
Изучаем свойства соли
Смотрим на цвет, он белый. На вкус солёная. Растворяется в воде. Имеет свойство скрипеть. Соль похожа на снег. Как и снег она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее, то слышен хруст.
Опыт №1. Незамерзающая соль
Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 2 часа обнаружили, что пресная вода начала превращаться в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через 12 часов проверили. Солёная вода немного замерзла, и стала похожа на жидкую кашу.
Вывод: теперь мы знаем, почему зимой дорогу поливают соляным раствором.
Опыт№2. Заснеженный букетик
Для этого мы налили в чашку горячую воду и добавили туда соль, помешивая, до тех пор, пока она не растворилась. В чашку поместили сухие ветки вербы. Утром мы вытащили ветки и положили их сушить возле батареи. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы. Но наш иней не растает.
Вывод: соль – интересный материал для творчества.
Опыт №3. Выращивание кристаллов
Из обыкновенной соли мы решили вырастить кристаллы. Для этого нам понадобилось: соль, баночка с теплой водой и шнурок, на котором будет расти кристалл. Сначала мы налили в баночку тёплую воду (меньше половины, насыпали 3 столовых ложки соли и хорошо размешали. Когда соль растворилась, положили шнурок так, чтобы один его конец был в баночке, а другой свисал. И стали наблюдать за ростом кристаллов. Уже на второй день можно было заметить небольшие кристаллики соли. А через 10 дней весь шнурок и края банки были покрыты белыми кристалликами соли. На шнурке видны сотни маленьких блестящих кристаллов.
Вывод: соль – интересный материал для проведения эксперимантов.
Опыт №4. Водоплавающее яйцо или «эффект Мертвого моря»
1. Берем две емкости с водой и одно сырое яйцо. В одну из емкостей добавляем 3ст. ложки соли.
2. Опускаем в пресную воду сырое яйцо – оно опускается на дно.
3. Опускаем яйцо в соленую воду. О, чудо! Яйцо не тонет!
Вывод: теперь мы можем сказать, почему яйцо, то плавало на поверхности воды, то тонуло. Соленая вода тяжелее и плотнее пресной. А значит в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.
Выводы. Изучение свойств соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира. В ходе исследовательской работы выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Ведь соль есть на каждом столе, в каждом доме, а оказалось, что она такая неизвестная! Она просто необходима для жизни! Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!