Светлана Петренко
Проектная деятельность «Обычное чудо — соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Обычное чудо — соль
Актуальность: С внедрением ФГОС одной из важнейших задач становится формирование творческой личности. Человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом.
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Нелегко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному. Задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисково – познавательной деятельности детей – проектный метод, который позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Публикация «Проектная деятельность „Обычное чудо — соль“» размещена в разделах
Проблема: Соль незаменимый продукт питания, о котором мы ничего не знаем.
Гипотеза:
Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
Если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли как полезном ископаемом и выявим вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.
Название проекта «Обыкновенное чудо - соль»
Вид проекта Познавательно - исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта Дети старшая группа компенсирующей направленности, родители (законные представители, воспитатель.
Время реализации проекта Среднесрочный (с 10.09.17г. по 10.10.17г.)
Наличие межпредметных связей Интеграция образовательных областей: познавательное, социально—коммуникативное. речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель Создать условия для обогащения общих представлений детей о свойствах и особенностях соли, активировать у детей творческий потенциал посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи
Для детей:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли;
Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, внимание, память;
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
Продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей;
Развивать связную и диалогическую речь; зрительное и слуховое внимание, развивать речевой слух ; умение ориентироваться в пространстве; мелкую и общую моторику.
Развивать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Для родителей:
Привлечение родителей к сбору материала для проекта.
Вовлечение родителей в познавательно – исследовательскую деятельность детей, посредством их участия в совместной экспериментальной деятельности.
Для педагога:
Способствовать познавательно - исследовательской активности детей.
Создать условия для проведения экспериментов.
Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Итоговое событие Выставка совместного творчества «Разве соль не волшебница?»
«Мастер-класс» для родителей по художественно-продуктивной детской деятельности «Разве соль не волшебница?»
Использование различных методов при реализации проекта :
опыты с солью, рассматривание кристаллов соли через лупу, выставка поделок из соли (практические)
рассматривание слайдов, иллюстраций, наблюдение (наглядные)
беседы, рассказ воспитателя, рассказ детей, объяснение, обсуждение, анализ работы (словесные)
видео метод – ИКТ (просмотр, обучение)
Материалы и оборудование: литература, чашки,кипяченая вода, соль, палочки для размешивания, нитки, чистая ткань, блюдце, гуашь, бесцветный лак, сырое яйцо, микроскоп, тарелка.
Формы организации совместной деятельности :
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная игровые упражнения, физминутка
Игровая Игровые ситуации
Продуктивная мастерские по изготовлению предметов из соли
Познавательно-исследовательская Наблюдения, экспериментирование
Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, ситуативные разговоры, вопросы
Чтение художественной литературы (восприятие) Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание
Трудовая познавательные опыты и задания
В соответствии с СанПиНом – п. 6.13., 12.22.
Этапы реализации проекта :
1-й этап - подготовительный этап:
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?».
Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.
Формирование творческой проектной группы детей и родителей.
Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы.
2-й этап – основной этап:
Изучение с детьми познавательной, художественной и научной литературы;
Беседы и творческие рассказывания («Как добывают соль», «Как соль попадает в море», «Эта удивительная соль», «Где используется соль», «Соль в народных приметах и поверьях», «Почему соль разного цвета», «Соленые города»);
Чтение художественной литературы (сказки, загадки, стихи, знакомство с пословицами и поговорками);
Наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль»
Реализация проекта через взаимодействие с детьми группы, родителями;
Опытно-экспериментальная деятельность;
Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности «Откуда к нам соль пришла»;
Экспериментирование «Выращивание кристаллов соли»;
Изодеятельность «Окрашивание соли», «Соленая радуга»;
Для родителей: памятка «Как вырастить кристаллы соли», рекомендации «Проведите дома с детьми», консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
3-й этап - заключительный этап:
обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний;
презентация проекта;
«Мастер-класс» для родителей по художественно-продуктивной детской деятельности «Разве соль не волшебница?»;
Выставка совместного творчества родителей и детей «Разве соль не волшебница?»;
Информационный материал для родителей «Эта удивительная соль», «Соль друг – соль враг», Консультация «Лепим из солёного теста».
Результаты проекта :
Таким образом, в процессе реализации проекта были созданы благоприятные условия, позволяющие изучить, расширить и обобщить знания детей о соли. Дошкольники узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах, о вреде и пользе для нашего организма. Самостоятельно провели много интересных опытов, познакомились со способами выращивания кристаллов соли. Дети научились искать и собирать информацию, анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно–следственные связи, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Все это способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения.