Елена Дмитриевна Бондарева
Конспект НОД. Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе «Никита Кожемяка»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Студентка "Волгодонского педагогического колледжа"
Цель: развитие умения коротко пересказывать литературные произведения, основываясь на иллюстрациях.
Задачи:
1. Образовательные: Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста; элементарно анализировать содержание произведения.
Публикация «Конспект НОД, Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе „Никита Кожемяка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивающие: развивать восприятие литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли, стремление давать оценку действиям и поступкам героя.
3. Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к содержанию произведения, образам героев, художественной форме.
Предварительная работа: чтение произведений, их пересказ.
Словарная работа: межа, соха, борозда, пуд.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: карточки - иллюстрации из сказки «Никита Кожемяка», иллюстрация с изображением сохи, борозды, межы.
Вспомогательный: магнитная доска, магниты.
Интеграция образовательных областей: Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Список используемой литературы:
1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014;
2. ФГОС дошкольного образования;
3. Сказка «Никита Кожемяка».
Ход НОД:
30 минут
1. Вводный этап 2 минуты
Воспитатель сидит напротив детей возле магнитной доски.
В: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в народную русскую сказку. Вы согласны?
Д: Да, согласны.
В: Тогда нам нужно закрыть глаза.
Дети закрывают глаза, вдыхают, выдыхают воздух и произносят слова.
В: Вдохнули воздух носом, выдохнули через рот и произнесли: «Раз, два, три, в сказку мы попасть хотим!»
В: Вот мы и в гостях у сказки.
2. Основной этап 25 минут
В: Кто скажет, почему сказки называют народными?
Д: Потому что их сочинил народ.
В: Посмотрите на обложку сказки. Как вы думаете, о ком она?
Д: О мужике и змее.
В: Верно. Я буду читать русскую народную сказку, и на доске выставлять схемы по сказке, чтобы мы после прочтения смогли пересказать сказку. В сказке будут непонятные для вас слова, я сейчас вам расскажу, что они значат.
Воспитатель объясняет смысл непонятных для детей слов и показывает их на иллюстрации.
- Пуд – это русская мера веса, равная 16,3 килограмма.
- Межа - в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.
- Соха – это сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли.
- Борозда – это канавка на поверхности почвы, проведённая сохой или другим взрыхляющим почву орудием.
Воспитатель читает русскую народную сказку, выставляет схемы по порядку.
Дети слушают русскую народную сказку, воспитателя, смотрят на иллюстрации.
В: Ребята, как называется эта сказка?
Д: Никита Кожемяка.
В: А почему Никиту звали Кожемякой?
Д: Его звали Кожемякой потому, что он кожу мял.
В: Правильно. Кто главный герой в этой сказке?
Д: Главный герой сказки - Никита Кожемяка.
В: А кто сможет описать его характер? Какой он?
Д: Он смелый, добрый и т. д.
В: Правильно. А какая у него внешность, как вы думаете?
Д: Он большой, сильный и т. д.
В: Кто помнит, в каком городе появился змей?
Д: Змей появился в городе Киеве.
В: А почему Змея боялись?
Д: Змея боялись потому, что он ел девок.
В: А что Никита Кожемяка сделал со змеем?
Д: Он его убил.
В: А кто поступил бы так же?
Дети отвечают.
В: А почему вы поступили бы так же? (Почему вы поступили бы по-другому)
Дети отвечают.
В: Молодцы. А теперь предлагаю коротко пересказать сказку по иллюстрациям. Для того чтобы хорошо рассказывать сказки нужно поразмять наши весёлые язычки.
Дети встают.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику вместе с воспитателем.
Артикуляционная гимнастика (стоя)
Жил-был язычок. (Высунуть язык.)
Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и забирать обратно.)
— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.
И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)
Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)
Посмотрели на часы.
(Упражнение «Часики».)
И поскакали домой.
(Щелкать языком.)
Дети коротко пересказывают сказку по иллюстрациям.
Воспитатель помогает детям коротко пересказать сказку.
В: Молодцы. А кто скажет, почему это произведение назвали сказкой? Как мы можем это определить?
Д: Мы можем это определить по тому, что начало сказки было похоже на «Жили-были», есть «красны девки», «долго ли, коротко ли» и т. д.
В: Верно. А как Царица называла своих маму и папу?
Д: Она называла их матушкой и батюшкой.
В: Как вы думаете, почему?
Д: Потому что она их любила.
В: Ребята, раньше на Руси было принято так ласково называть своих родителей. Вы сказали всё правильно. Нам пора возвращаться в садик. Готовы?
Д: Да, готовы.
В: Закрываем глаза, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, а теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно!»
Дети закрывают глаза, вдыхают, выдыхают, произносят слова.
4. Заключительный этап 2 минуты
В: Где мы с вами побывали?
Д: Мы побывали в сказке.
В: Чем мы занимались?
Д: Мы слушали сказку, пересказывали её, обсуждали.
В: Вам понравилась сказка?
Д: Да, понравилась.
В: Чем она вам понравилась?
Дети отвечают на вопрос.