Светлана Гринина
Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.
Средства: иллюстрации с изображением осенних пейзажей, разноцветные листочки с разных деревьев (вырезанные из цветной бумаги, магнитофон с записью произведения Чайковского «Осень», произведение «Осень» Г. Скребицкого, мяч средних размеров.
Публикация «Чтение художественной литературы „Осень“ Г, Скребицкого» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Скребицкий Г. А.
- Темочки
Виды деятельности: беседа, игра с мячом, игра с листочками (физкультминутка)
Ход образовательной ситуации.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, как там красиво, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему?
Воспитатель: А хотите послушать рассказ про работу волшебницы – осени?
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень».
Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему : кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелё тных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлет прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.
Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?
Вопросы детям:
• Какими красками раскрасила осень деревья : березки, клены, дуб-богатырь?
• На что стали похожи листья осинок?
• С чем еще можно их сравнить?
• Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна»?
• А сосны и ели осень в какой цвет красит?
• Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи»?
• Почему лебеди шлют прощальный привет?
• Какие еще птицы улетают в дальние края?
• Ребята, а почему воробьи улетают в теплые края?
Физкультминутка «Раз, два, три…»
На полу лежат листочки с разных деревьев. Под «Осеннюю» музыку дети бегают вокруг них, а когда музыка заканчивается, то выполняют просьбу воспитателя.
- Раз-два-три! Красный лист бери!
- Раз-два-три! Кленовый лист бери!
- Раз-два-три! Осиновый лист бери!
- Раз-два-три! Два листа бери!
- Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!
- Раз-два-три! Ничего не бери!
Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось?
Давайте попробуем его пересказать. Читаю еще раз.
Игра с мячом:
Нужно подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения.
• Осень какая?
• Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.)
• Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.)
• Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.)
• Трава какая?
• Листья какие?
• Погода какая?
• А можно сказать, что погода вьюжная?
• А можно сказать, что погода знойная?
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, почему говорят «Волшебница Осень»?
Литература.
1. Жуковская Р. И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. Р. А. Жуковская, Л. А. Пеньковская. – 5-е изд. Испр. - М. : Просвещение, 1993. – с. 399.
2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. -метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманитар. Изд. ВЛАДОС, 2008. – с. 287.