Ирина Буянова
Конспект НОД по формированию у детей знаний о перелетных птицах. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Аистята»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию у детей знаний о перелетных птицах. Чтение рассказа Г. Скребицкого
НОД Образовательная область «Речевое развитие»
Чтение художественной литературы
Тема: Чтение рассказа Г. Скребицкого «Аистята».
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством Г. Скребицкого,
расширить знания детей о перелетных птицах.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по формированию у детей знаний о перелетных птицах, Чтение рассказа Г, Скребицкого „Аистята“» размещена в разделах
- Аист. Все на тему аистов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Скребицкий Г. А.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
[Образовательные: закрепить название весенних месяцев, их последовательность; представление детей о изменениях в природе в середине весны; о том, чем питаются и где вьют гнезда перелетные птицы; продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением, правильно употреблять в речи существительные в родительном и творительном падежах, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие: развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, память, мышление, связную речь.
Воспитательные: воспитывать заботливое, бережное отношение к живой природе.
Предварительная работа : знакомство с творчеством писателя Г. Скребицкого, чтение рассказов Г. Скребицкого о природе, просматривание презентации о перелетных птицах, загадывание загадок о перелетных птицах.
Словарная работа: перелетные птицы, моллюськи, вьют гнездо, безголосый, почки набухают.
Оборудование: макет дерева, картинки перелетных птиц (ласточка, грач, лебедь, скворец, дикий гусь, аист, журавль) картинки с насекомыми и моллюсками (червяк, улитка, рыба, комар, муха, гусеница, трава, жук, шапочки с изображением перелетных птиц, аудиозапись голоса птиц,
имитация проталинок (черные кружки из бумаги, портрет писателя Г. Скребицкого, иллюстрации к рассказу «Аистята».
Ход
1 часть. Вступительная беседа.
- Какое сейчас время года? (весна)
- Назовите, весенние месяца по порядку? (март, апрель, май)
-Какой у нас сейчас месяц? (апрель)
-Что в апреле происходит в природе? (снег стал рыхлый, проваливается; появились проталинки, в конце апреля почки на деревьях начинают набухать, прилетают перелетные птицы)
Воспитатель: я хочу вам предложить, отправится на прогулку в весенний лес. Хотите? (да). Но чтобы не провалиться в снег, нам придется идти по проталинкам. (Дети по проталинкам подходят к лесной полянке. Где стоит дерево.)
Воспитатель: вот мы и пришли на лесную полянку. Присаживайтесь на пенечки – стульчики. Немного с вами отдохнем.
- Ребята, а что можно услышать в лесу весной? (пение птиц)
Воспитатель: закройте глаза и прислушайтесь, а потом расскажите что вы услышали (включается аудиозапись с голосами птиц). Пока дети слушают пение птиц, воспитатель размещает на дереве фигурки перелетных птиц)
Воспитатель: видите, пока вы слушали пение птиц, они прилетели к нам на дерево.
- Посмотрите внимательно, каких птиц вы узнали?
(Вызывается ребенок. Он называет птицу, которую узнал и рассказывает о ней:
- Я узнал лебедя. Это водоплавающая перелетная птица. Она селиться возле пресных водоемов. Там же вьют гнезда. Они хорошо плавают, но не ныряют, только опускают голову в воду, чтобы добыть пищу.
- Я узнал скворца. Это перелетная птица. Живет она везде. Гнезда стоят на деревьях или в скворечниках. Прилетают стаями. Они уничтожают вредных насекомых.
- Я узнал аиста. Это крупная перелетная птица с длинной шеей, длинными ногами. У нее нет голоса, она может только стучать клювом. Гнезда строят на крышах домов, столбах, старых деревьях. А питаться летают на болото. Люди считают, что если аист поселился на крыше их дома, значит в этом доме будет младенец и счастье.
- Я узнал ласточку. Это небольшая перелетная птица. Все свое время они проводят в воздухе, потому что у них слабые лапки, и ходить им трудно. Вьют гнезда под крышами домов или вырывают их в обрывистых берегах рек. Питаются только летающими насекомыми. Они могут предсказать дождь. Если ласточка летает низко над землей. Значит будет дождь.
- Я узнал журавля. Это крупная перелетная птица. У нее длинная шея, ноги, клюв. Живет на болоте. Гнездо строит возле болот. Эта птица занесена в красную книгу.
- Я узнал грача. Это черная перелетная птица. Она раньше всех прилетает весной. Держаться они стаями. Гнезда вьют на деревьях. Кормятся на полях.
- Я узнал дикого перелетного гуся. Это водоплавающая птица живет на озерах, болотах. Чтобы сделать гнездо находят ямку, натаскивают туда прутиков, дергают свои перья, устраивают гнездо. Гусь травоядная птица.)
Воспитатель: Как одним словом мы можем назвать всех этих птиц? (перелетные)
- Почему они так называются? (Потому, что они на зиму улетают, а весной возвращаются.)
Воспитатель: а сейчас я загадаю вам задку об одной из этих птиц, отгадав ее, вы узнаете, о какой из них я вам прочитаю рассказ.
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
2 часть.
Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам рассказ Г. Скребицкого (вывешивается портрет, который называется «Аистята». Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций. После чтения, задаю детям вопросы:
- Кто прилетел на наше дерево?
- Как заботились аисты об аистятах?
- Что случилось с аистами?
- Как мальчики помогали малышам?
- Почему аистята не побоялись подойти к мальчикам, когда выросли?
- А как бы вы поступили, если бы оказались на месте мальчишек?
Физкульминутка. Аист.
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то
правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.
Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
3 часть. Д /игра «Накорми птицу»
(Вызывается 2 ребенка. Одному одевается шапочка птицы, другой должен ее накормить. На доске картинки с насекомыми, маллюськами, травой, рыбой и т. п.
Ребенок выбирает нужные картинки и отдает их птице. Если ребенок подобрал картинку неправильно, птица их не принимает)
Я накормлю ласточку…. комаром, мухой.
Я накормлю скворца …. червяком, жуком, гусеницей.
Я накормлю лебедя …. водными растениями, червяком, мелкой рыбой.
Я накормлю журавля…. семенами, ягодами, ящерицей, лягушкой.
Я накормлю грача … жуком, гусеницей, червяком.
Я накормлю аиста …. червяком, лягушкой, рыбой, ящерицей.
Я накормлю дикого гуся … травой.
Воспитатель: Но вот наступил вечер. Птицам пора отдыхать, а нам с вами возвращаться в детский сад.
Итог.
- Ребята, где мы сегодня побывали на прогулке?
- Кого мы там встретили? (перелетных птиц)
- Как называется рассказ, который я вам прочитала?
-Кто автор этого рассказа?
- О ком рассказал автор в своем рассказе?
- Молодцы, вы сегодня показали, что много знаете о перелетных птицах, чем они питаются, где вьют свои гнезда; внимательно слушали рассказ. Вы меня очень порадовали.
Воспитатель: А теперь давайте так же по проталинкам вернемся обратно в детский сад.