Марина Лобастова
Конспект НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Обитатели воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- расширять знания и представления детей о водных обитателях – рыбах, их среде обитания;
- обогащать словарный запас детей;
- формировать положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции «Аквариум» К. Сен-Санса.
- обучать детей краткому пересказу; умению передать содержание рассказа тезисно, выбирая из него самое главное;
- развивать моторику рук, эмоции во время прослушивания стихотворений о рыбах;
- воспитывать любовь ко всему живому, экологическую грамотность детей, правила ухода за аквариумными рыбками.
Оборудование: презентация, счётные палочки.
Публикация «Конспект НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Обитатели воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход НОД
1. Организационный момент. (слайд 1-пустой)
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
2. Основная часть. (пробел)
«Сложи фигуру из палочек».
Дети складывают из счётных палочек рыбку.
- Сегодня мы продолжим говорить о … рыбах.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изучение нового материала.
- Чем рыбы отличаются от животных? (Рыбы плавают в воде.) Правильно, рыбы – это водные обитатели. Они не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая. Только различаются рыбы, которые живут в пресной воде, и рыбы, которые живут в соленой морской воде.
(слайд 2)
- Как называются рыбы, которые живут в море? (Рыбы, которые живут в море, называются морские.) (слайд 3) В реке? (Речные.) (слайд 4) В аквариуме? (Аквариумные.)
- Давайте познакомимся с этими водными обитателями поближе.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Беседа о речных рыбах. (слайд 5-пустой)
- На Земле много водоёмов с пресной водой - реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. Вот некоторые из них: (пробел)
Рыба с мелкими глазами,
И с длиннющими усами.
Вечно спит на самом дне,
В тёмной, мрачной глубине.
Под корягой его дом,
Называют рыбу сом.
Б. Заходер
Сом – самая большая хищная рыба, которая обитает в пресноводных озёрах и реках. (пробел)
Щука-рыба хищная,
Малосимпатичная,
Длинная, пятнистая,
Хитрая и быстрая.
Любит карасей гонять,
Не давая им дремать.
Р. Шаповалова
Щука – всем известная и широко распространённая рыба. Внешне она настолько отличается от других рыб, что спутать её с какой-либо другой невозможно! (пробел)
Окунь плавает в реке
Каждый вечер налегке.
Не боится рыб он хищных,
Червячков на ужин ищет!
О. Ефимова
Окунь – хищная и очень красивая рыба, за что получил прозвище «матросик». (пробел)
К речке наш прикован взгляд:
Брызги в стороны летят,
В ясный день в воде резвясь,
Чешуёй блестит карась!
Сибирцев В.
Карась - рыба достаточно осторожная, поэтому поймать иногда весьма сложно.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Беседа о морских обитателях. (слайд 6-пустой)
- Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тысяч видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Вот некоторые из них: (пробел)
Из морских глубин она,
Поднимается со дна.
Быстрой тенью подплывает,
Плавником воду срезает.
Бороздит все океаны,
У акулы - нет ей равных.
Пасть полна зубов острющих.
Бойся всякий, с ней плывущий!
Т. Гетте
Акула - самая крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто акул называют кровожадными и злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Кожа этих рыб покрыта чешуёй с острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. (пробел)
Вот так рыба - просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба камбала.
Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубине. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. (пробел)
Живет на дне колючка -
Угрюмый Ёжик-злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается.
Сударева И.
Морской еж может уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью иглы морской еж не только защищается от врагов, но и передвигается с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну. (пробел)
Держась хвостом за стебелек,
Стоит на дне морской конек.
Он изгибает круто шею,
Но бегать быстро не умеет.
Н. Томилина
Морской конёк похож на маленькую лошадку, на Конька-Горбунка; у него вытянутая мордочка, а хвост свёрнут колечком, есть грива как у лошадки. Плавает он вертикально.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Двигательное упражнение «Рыбка». (слайд 7-пустой)
- Каких только рыб не плавает в океане.
Лежит подводная страна
Глубоко под водой.
Там рыба плавает луна
Рядком с морской звездой.
А чтобы скаты и угри
Найти свой дом могли бы,
Горят там всюду фонари –
Светящиеся рыбы.
Е. Серова
Рыбка плавает в водице,
Дети покачивают сложенными вместе ладошками из стороны в сторону.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать.
Медленно наклоняют вперёд сложенные ладони.
Крошку хлебную взяла.
Делают хватательное движение обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула,
Покачивают сложенными вместе ладонями вправо-влево.
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Беседа об аквариумных рыбках.
- Третий тип рыб – аквариумные.
В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок:
Там камни и улитки,
И пузырьков поток.
Е. Краснова
(Логопед предлагает детям прослушать музыкальную композицию «Аквариум» К. Сен-Санса.)
- Аквариумные рыбки очень красивы. Вот некоторые из них: (пробел) золотая рыбка, меченосец, скалярия, телескоп.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Краткий пересказ «Рыбки».
- Прослушайте рассказ «Рыбки». (слайд 8)
«Папа подарил Маше аквариум. Маша с папой пошли в зоомагазин и купили 7 красивых рыбок. Там же они купили морские растения и камешки. Маша радостная бежала домой, ей так хотелось скорее пустить рыбок в аквариум. Дома в аквариум положили камешки, опустили растения, налили воды и пустили рыбок. Утром случилась беда. Кот Васька влез в аквариум, лапой вытащил 2-х рыбок и съел. Кота наказали, а рыбок стали прикрывать стеклом».
Логопед предлагает детям определить, сколько частей в рассказе, и выбрать из каждой части самое главное: «Маше купили 7 рыбок и пустили в аквариум. Кот Васька вытащил 2 рыбок и съел».
Затем дети вместе с логопедом составляют условие задачи: «В аквариум пустили 7 рыбок. 2-х рыбок съел кот».
(После чего логопед предлагает сравнить рассказ и условие задачи.)
Выясняется, что из рассказа дети узнают больше, т. к. в рассказе обо всём говорится подробно, а в задаче кратко, но зато о самом главном.
Можно предложить детям поставить вопрос: «Сколько рыбок осталось в аквариуме?».
3. Заключительная часть. (слайд 9-пустой)
- Ребята, а у нас в детском доме есть рыбы? (Да.) Где? (В аквариуме.)
Дети вместе с логопедом подходят к аквариуму.
- Как называются наши рыбки? (Аквариумные рыбки.)
- Что нужно делать, чтобы рыбкам в аквариуме жилось хорошо? (Надо чистить аквариум, менять воду, кормить рыбок.)
- Что мешает рыбкам чувствовать себя хорошо? (Высказывания детей: шум, нельзя стучать по аквариуму, бросать посторонние предметы, совать руки и т. д.)
- Вот и закончилось занятие. Всем спасибо за приятно проведенное с вами время.