Елена Горобец
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование познавательно-речевой активности и интереса у детей к окружающему миру природы.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени: пасмурно, опадают листья, становится холодно, солнце бывает редко, птицы улетели в тёплые края.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
• побуждать детей называть отличительные признаки дикого животного с помощью мнемотаблицы;
• уточнить знание детей о диких животных; учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;
• закреплять умение составлять короткие предложения о времени года (осень) по мнемодорожкам;
• активизировать в речи слова и выражения; развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
Развивающие:
• развивать чувство ритма, умение согласовывать слово с движением посредством логоритмических упражнений; развивать мелкую моторику рук;
• развивать зрительную, слуховую и тактильную память.
Воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе; способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным;
Словарная работа: осень, деревья, листья, красный, желтый, оранжевый, дикое, рыжая, белый.
Материалы и оборудования: ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мнемотаблицы и карточки по теме «Осень»; мнемотаблицы: «Заяц», «Лиса»; орехи, грибы; аудиозапись песни «Паровозик».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Психогимнастика «Свет солнца»
Небо, небо голубое (Идем по кругу, держась за руки)
Солнце, солнце золотое (Руки вверх)
«Ты нас любишь или нет?» (Руки вверх)
Дарит солнца света луч,
Освещает все вокруг! (Машем поднятыми вверх руками)
Мы берем в ладошки свет, (Ладони складываем лодочкой)
Улыбаемся в ответ (Улыбаемся друг другу).
2. Игровой момент:
В группу заходит кукла Катя. Она никогда не была в лесу.
Воспитатель: Дети, давайте покажем кукле лес. На каком транспорте можно поехать? (Ответы детей).
Воспитатель: Поедем мы с вами на паровозике. Становитесь друг за другом за мной. Дети под музыку «Паровозик» идут по группе.
3. Основная часть:
Воспитатель: Вот мы с вами и на лесной полянке. Присаживайтесь на стульчики-пенечки. Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в лесу. (Демонстрация на телевизоре картинки с изображением осеннего леса.). А вы знаете, что случилось с лесом? -Какими цветами раскрасила осень листья деревьев?
Ответы детей. (Листья на деревьях стали желтые, оранжевые, красные)
Воспитатель: Какое время года сейчас?
Дети. (Осень)
Воспитатель: Ребята, а скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья.
Дети. (Листопад).
Воспитатель: Дети, в лесу нас ждёт много сюрпризов. И вот первый. Он называется: «Осенние песенки язычка».
Проходите на полянку, встаньте в круг. Давайте споём песенку язычка.
Язычок любит петь песню водички.
С – с – с
Су-су-су - я гулял вчера в лесу.
Са-са-са - в норе живет лиса.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
А сейчас песенку комара
З –з – з
За – за – за на горе коза.
Зу – зу – зу уведу козу.
А теперь песенка ветра:
Ш – ш –ш
Ши – ши – ши мы не малыши.
Ша – ша – ша – осень хороша.
А сейчас песенка жука:
Ж- ж – ж
Жи – жи–жи – к нам пришли ежи.
Жа – жа–жа – молочком пою ежа.
Работа с мнемокарточками «Осень» :
Воспитатель: Ребята, а вот еще сюрприз, посмотрите, на пенечке что- то лежит. Это картинки. (Карточки «Осень»).
Давайте расскажем кукле об осени.
Дети по очереди берут из корзинки картинки, выставляют мнемодорожку на магнитную доску и рассказывают об осени. (Осенью становится холодно, листья становятся желтыми, красными, оранжевыми, они опадают с деревьев, дует ветер, идет дождь, птицы улетают в теплые края, в лесу собирают грибы, люди готовят запасы овощи на зиму).
Игра «Какой, какая, какое?»
Воспитатель: Давайте поиграем со словом: «Осенний»
Небо осенью какое? Сапоги какие? Ветер какой? Утро какое? День какой? Лес какой?
Беседа о диких животных. (с использованием интерактивной доски)
Воспитатель: Ребята, а как нужно вести себя в лесу? Ответы. А какие животные живут в лесу? (Дети перечисляют диких животных, живущих в лесу). Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие, лесные). А где же они все, почему так тихо в лесу? Оказывается, у лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме.
Хорошо жилось зверям летом на лесной полянке.
Жили-не тужили, между собой дружили
белочки и зайчата, медвежата и волчата.
Но холода наступили: то снег идет, то дождик льет,
ветер завывает, деревьям ветки обрывает.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько запасов белка припасла на зиму
Игра «Помоги белочке разобрать запасы».
Воспитатель: Ребята, а нам белочка прислала корзинку, посмотрите что в ней лежит? (орешки). Давайте поможем белочке разобрать запасы по корзинкам, в одну корзинку соберем грибочки, а в другую орешки
Воспитатель: Молодцы, ребята, собрали запасы для белочки! А, давайте, теперь согреем ручки и поиграем с орехами.
Самомассаж «Орех» (с использованием орехов)
Дети берут по ореху и начинают движением вперёд-назад двигать её между ладошками, затем вращать круговыми движениями.
Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг
По снежочку тык-тык
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы расскажем кукле про зайчика.
Рассказывание при помощи мнемотаблицы:
Дети: Заяц не домашнее животное, а дикое, живёт в лесу. На голове два длинных уха. Зимой шубка его становится белая. Кушает траву, листочку, кору деревьев.
Воспитатель: Как мы назовем зайку ласково?
Дети: Зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка.
Воспитатель: Изобразите зайчика. Дети изображают повадки зайца.
Воспитатель: Ребята, а кого боится зайчик (волка, лису)
Воспитатель: Кто хочет рассказать про лисичку (мнемотаблица «Лиса»)
Дети: Лиса не домашнее животное, а дикое, живет в лесу. У нее хвост — большой и пушистый, 4 лапки и рыжая шерсть. Лиса — хищное животное, которая добывает себе еду: зайчиков, мышей.
Воспитатель: Как мы назовем лису ласково?
Дети: Лиса-лисонька, лисичка.
Воспитатель: Покажите, как ходит лисичка? Дети изображают.
Физкультминутка: Подвижная игра «Лиса и зайцы»
Воспитатель: «Покружились, покружились —в зайчиков все превратились».
Воспитатель надевает маску Лисы, а остальные ребята «превращаются» в зайчиков.
«По лесной полянке
Разбежались зайки
Вот какие зайки, зайки-побегайки!
Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки.
Вот зайки!
«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «лиса» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от него.
Воспитатель: «Покружились, покружились -
И в ребяток превратились!».
Дети садятся на свои места.
4. Рефлексия.
Воспитатель: Понравилась вам наша прогулка?
Где вы сегодня были? Кого повстречали (О ком рассказывали)
(Ответы детей)
Звучит аудиозапись песни «Паровозик», дети выполняют имитационные движения.