Лариса Синельникова
«Грибы». Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала:
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром. Природный мир) для детей старшей логопедической группы (5 – 6 лет) по теме «Прогулка по лесу (Грибы)».
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Учитывая специфику моей коррекционной группы, я использовала приёмы и методы, направленные на развитие (мелкой моторики, тактильных ощущений, а также применила необходимые здоровьесберегающие технологии (гимнастику для глаз, физкультминутку, пальчиковую игру).
НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников, закрепление представлений о грибах, воспитание экологической культуры.
Конспект НОД в старшей группе
по теме «Прогулка по лесу (Грибы)»
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Задачи:
Образовательные :
- дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы, обводка картинок.
Оборудование и средства: игрушки – лесовичок, ёжик; печенье – «грибочки», лукошко, картинки с грибами, картинка- схема гриба, муляжи грибов, осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Шум дождя», магнитофон, интерактивная доска.
Словарная работа: грибница, споры, грибники, подосиновик, подберёзовик.
Методические приё мы: создание игровой ситуации, беседа, гимнастика для глаз, отгадывание загадок, пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций, на интерактивной доске.
Ход НОД :
I. Орг. Момент :
(Дети сидят на стульчиках перед интерактивной доской.)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гость пришёл. Вы узнали его?
Дети: Да, ‘это старичок Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Да, я снова к вам пришёл… Меня прислал из леса Ёжик.
Он передал вам вот это письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок, узнали?
Дети: Да, с клёна. Это кленовый лист.
Лесовичок: Молодцы, правильно. Ёжик собрал на зиму много припасов и хотел с вами поделиться.
Но живёт Ёж далеко в лесу и путь к его норке долгий и трудный. Поэтому он просил меня вам помочь, подсказать дорогу.
Воспитатель: Лесовичок, а что же на листочке-то написано, давай я ребятам прочитаю. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом листе)
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы?. (Гриб)
Дети: Это – гриб.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Лесовичок, а ты всё про грибы знаешь? Нет? Ну, тогда послушай, и вы, ребята, внимательно слушайте и смотрите.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы:
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов.
(На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов?
(Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.)
Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница.
Грибы размножаются спорами.
Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки.
Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками.
Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
Ну, а если мы ходим, а грибов не находим.
Попробуем попросить: «Лес лесочек, подари грибочек!»
2. Беседа: «Гриб и его дом».
(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением на интерактивной доске)
Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп.
В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?
Дети: Под осиной нашли подосиновик.
Воспитатель: Правильно, а под берёзой?
Дети: Под берёзой нашли подберёзовик.
Воспитатель: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся). Подосиновик ещё называют красноголовик, ванька-встанька, и даже красная шапочка.
А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса.
Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках.
Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот, что - то горит как фонарик. Этот гриб издалека виден. И красив, и страшноват.
Даже в тёмном еловом лесу горит, как фонарь. Будто предупреждает: не трогай меня - отравишься!
На полянке мы увидели красивый гриб : тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
Дети: Это мухомор!
Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться к верху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет.
Поэтому и называют его Мухомор.
А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете?
(Ответы детей.)
Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Теперь можно идти в гости к ежу с Лесовичком. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся.
(Воспитатель берёт в руки лукошко.)
3. Динамическая пауза: физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик».
Воспитатель:
Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Лесовичком Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Дети: ( Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.)
(Дети за воспитателем идут змейкой от доски на ковёр. Включается аудиозапись «Шум дождя).
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук? Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим, как идет дождь.
(Дети встают в круг в центре ковра.)
Гимнастика
«Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала!
(Сверху пальцем показывают траекторию движения капли и прослеживают взглядом.)
Мы на небо посмотрели:
(Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали.
(Вытирают лицо руками.)
Туфли – посмотрите – мокрыми стали.
(Показывают руками вниз и смотрят на ноги.)
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём.
(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом по кругу.)
Под кусточком посидим.
(Приседают.)
(Шум дождя прекращается.)
Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы.
4. Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».
Умная Ворона: Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка.
(Дети находят и подносят воспитателю и Лесовичку муляж гриба и листочек из цветного картона с загадкой.)
Воспитатель: Ну-ка, отгадайте, что это за гриб.
Загадка 1.
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает …
(Боровик)
Воспитатель: Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный гриб-боровик? Рассмотрите его внимательно, потрогайте. (Дети отвечают, рассматривают муляж гриба, исследуют его на ощупь, кладут в лукошко. Так же с остальными грибами.)
Загадка 2.
Притаился незаметно
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
(Подберёзовик)
(Дети находят мухомор и сразу его узнают. Если не узнают, воспитатель читает загадку.)
Загадка 3.
Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки.
(Мухомор)
Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? Ответы детей.
Умная Ворона:
Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт.
Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, мой знакомый лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.
(Дети находят ещё один гриб. Около него нет листочка с загадкой.)
Воспитатель: А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают противоречивые ответы или молчат.) Лесовичок, ты тоже сомневаешься?
Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов : «Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть растет». Животным оставим.
Воспитатель: Ох, Ворона, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы немного. Присядем на пенёчки, отдохнём.
(Дети садятся на стульчики возле столов, соединённых по двое. На столах перед каждым ребёнком картинки, а здесь у нас на картинках тоже грибы спрятались. Прежде чем грибы искать, покажем Лесовичку, как мы умеем играть нашими пальчиками.
5. Пальчиковая игра «За грибами».
Топ-топ. Пять шагов,
(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)
В туесочке пять грибов.
(Показывают растопыренные пальчики.)
Мухомор красный –
(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая сестричка.
Третий гриб – волнушка
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело.
6. Дидактическая игра «Найди и обведи гриб».
Дети находят на картинках контур гриба и обводят его фломастером. Воспитатель индивидуально помогает, по окончании работы оценивает.
7. Зарядка для глаз (для снятия зрительного напряжения).
Воспитатель: Ребята, найдите глазами белочку с лукошком грибов. (Дети находят картинку на стене группы.) Видите, сколько грибов она набрала! И у нас в лукошке тоже не мало, посмотрите. (Дети переводят взгляд на лукошко с муляжами грибов, которое стоит перед ними на столе.) А теперь вставайте, пойдем дальше.
Лесовичок: Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо - дереву с кленовыми листьями в Уголке природы.)
(Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)
Ё жик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.
8. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?».
Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко, если ядовитый – не хлопают. Ёжик хвалит.
Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных грибов. Угощайся сам и угости Лесовичка.
9. Сюрпризный момент.
Лесовичок: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И я с вами и с ёжиком поделюсь своими припасами. (Из-за дерева появляется лукошко с грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё!
(Дети благодарят за угощение, прощаются с Лесовичком съедают по 1 грибу)
III. Итог.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.
Вывод.
1. Смена занимательных заданий, игрушки-персонажи, яркий наглядный материал, муляжи, оформление группы, шумовое сопровождение и сюрприз-угощение помогли сделать НОД интересным и запоминающимся для детей.
2. Эта разработка может использоваться воспитателями как коррекционных групп, так и групп общеразвивающего вида.
Литература
1. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7лет» Т. В. Вострухина.
2. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет.» Л. Н. Вахрушева.
3. «Прогулки по лесу» С. Махотин