Екатерина Кудрявцева
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Профессии» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Профессии»
Цель:
- уточнить и расширить представления детей о профессиях, труде взрослых через составление описательного рассказа по схеме.
Задачи:
Образовательные :
- учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
- продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений.
- совершенствование фонематических представлений (выделение звука [у] в из ряда звуков, в слогах, в словах).
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию „Профессии“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже, глаголов будущего времени, в подборе слов-действий.
- расширение и активизация словаря по теме «Профессии».
Развивающие :
- развивать и закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать чувство понимания значимости профессий в жизни людей
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; схема для составления описательных рассказов; мяч.
Речевой материал : Существительные: повар, пожарник, водитель, учитель, воспитатель, врач, художник, полицейский, шприц, градусник, нож, половник; кисточка, краски, свисток, жезл, трубочист, лесоруб, землекоп, пчеловод, рыболов, певица, фокусница, переводчица, учительница, воспитательница, художница, проводница. Глаголы: учить, читать, писать, готовить, варить, жарить, управлять, водить, резать, лечить, делать уколы, мерить температуру, рубить, ловить, стричь, тушить, продавать, рисовать, строить, управлять.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1. Вводная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в Город мастеров. Это такое место, где живут веселые и трудолюбивые люди. А что это за люди вы узнаете, если отгадаете мои загадки» :
Загадки про профессии
• Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
• Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
• Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
• Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
• Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
• Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Милиционер)
• Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает? (Воспитатель)
• Кто учит детишек писать и читать, природу любить, стариков уважать? (учитель)
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в следующую игру.
Игра “Исправь ошибку”.
• Повар лечит, а врач готовит;
• Маляр рисует, а художник красит;
• Космонавт ездит, а шофёр летает. (ответы детей)
Воспитатель: Вот молодцы!
Воспитатель: Вставайте в круг, я предлагаю поиграть в другую интересную игру
Игра с мячом “Кто, где работает?”
Учитель – в школе; повар – в столовой; строитель – на стройке; доктор – в больнице; портной – в ателье; продавец – в магазине; парикмахер – в парикмахерской; пожарный – в пожарной команде.
Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть ещё, тогда играем.
Игра “Догадайся по действиям, кто это и что он делает?”
Дети в кругу, выбирается один водящий, который выходит из комнаты, остальные договариваются о действиях человека той или иной профессии. Водящий входит и по движениям детей угадывает профессию человека.
Воспитатель: Ребята, а вы уже знаете кем будете, когда вырастите большими. Давайте присядем на ковер и вы мне расскажите.
Игра “Кем ты будешь?”.
Дети отвечают предложением:
– Я буду строителем, построю дома, школы.
– Я буду водить машину, перевозить грузы и т. д.
Игра “Кому, что нужно для работы?”
Воспитатель: А теперь пройдите к своим столам где вас ждут разные предметы, выберите нужные инструменты для своей будущей профессии.
– доктору нужен градусник, бумага, ручка для выписывания рецептов, фонендоскоп;
– учителю нужны книги, указка, доска, мел;
– милиционеру нужна рация, оружие, милицейская машина;
– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен и т. д.
Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.
• Название профессии.
• Место работы.
• Что делает человек данной профессии?
• Что нужно ему для работы?
Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.
Образец рассказа :
Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи.
Самостоятельные рассказы детей.
Анализ детьми рассказов своих товарищей.
Игра «Кто что делает?»
«Молодцы ребята! Жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Сейчас я буду называть профессию человека, а вы что он умеет делать?»
Повар что умеет…готовить, варить, жарить;
Учитель что умеет…учить читать, писать;
Врач что умеет…лечить, делать уколы, ставить градусник;
Художник что умеет…рисовать;
Пожарный что умеет…тушить пожар;
Строитель что умеет…строить дома;
Продавец что умеет…продавать товары;
Парикмахер что умеет…стрижет, делает прически;
Водитель что умеет…управлять машиной;
Мотоциклист что умеет…управлять мотоциклом;
Летчик что умеет…управлять самолетом;
Полицейский что умеет…управляет движением машин, защищает людей;
Пианист что умеет…играет на пианино;
Гитарист что умеет…играет на гитаре.
Игра «Кем ты будешь?»
«Жители города мастеров предлагают нас самим стать жителями города. Вы согласны? Тогда сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (логопед надевает на детей головные уборы представителей разных профессий). Ребята, открывайте глаза».
На тебе каска строителя, кем ты стал? Строителем.
На тебе колпак повара, кем ты стал? Поваром.
На тебе шляпа художника, кем ты стал? Художником.
На тебе шапочка врача, кем ты стал? Врачом.
На тебе фуражка полицейского, кем ты стал? Полицейским.
Игра «Найди инструмент».
«Ребята, скажите, все ли у нас для работы или чего не хватает?
Конечно, нам не хватает инструментов. Посмотрите, у меня в коробочке лежат инструменты для разных профессий. Сейчас вы по очереди выберите нужный и скажите, чем вы будете работать».
Я буду работать… шприцом, градусником; ножом, половником; кисточкой, красками; свистком, жезлом.
«Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие жители Города мастеров.
Скажите, а чем пользуются в работе люди других профессий?
Чем работает парикмахер, продавец, учитель, дворник, портной/швея?»
Физкультминутка.
«А теперь ребята, вставайте вкруг. Смотрите и повторяйте за мной движения».
Ну-ка летчики, пилоты,
Приготовились к полету.
К самолету подошли
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет.
Загудел наш самолет.
Вверх поднялся, полетел.
Летчик вправо посмотрел,
Летчик влево посмотрел.
Быстро полетел вперед
Наш почтовый самолет.
Игра «Придумай профессию».
«Ребята, посмотрите, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте им поможем, и придумаем название профессии».
Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов.
А этот лес рубит, кто он? Лесоруб.
А этот трубы чистит, он кто? Трубочист.
А этот землю копает, он кто? Землекоп.
А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод.
Спасибо вам, ребята, теперь и у нас есть профессии.
Игра «Мастерицы».
«А еще в нашем городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии?»
Он певец, а она… певица;
Он летчик, а она… летчица;
Он художник, а она… художница;
Он учитель, а она… учительница;
Он писатель, а она… писательница;
Он воспитатель, а она… воспитательница;
Он проводник, а она… проводница;
Он переводчик, а она. переводчица;
Он фокусник, а она… фокусница.
3. Рефлексия.
Воспитатель:
«Наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в Городе мастеров? Вспомните, а кто там живет.»