Хлыстовская Галина Николаевна
Конспект непрерывной образовательной деятельности для воспитанников в подготовительной группе «Космос — это занимательно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Расширять и активизировать словарь такими словами как «вселенная», «солнечная система», «орбита», «галактика», «кратер», «метеорит» и др.
2. Используя опытническую деятельность формировать у дошкольников умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.
3. Закрепить практические навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательный интерес детей, любознательность, интерес к изучению нового.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности для воспитанников в подготовительной группе „Космос — это занимательно“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать коммуникативные навыки воспитанников (свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение слушать).
3. Развивать смекалку, зрительную память, воображение, фантазию и творчество.
4. Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость).
Воспитательные задачи:
1. Совершенствовать стиль партнерских отношений – желание помогать друг другу, принимать чужое мнение.
2. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Методические приемы:
• Игровой.
• Наглядный.
• Словесный.
• Поощрение, анализ занятия.
Материал и оборудование: компьютерная презентация «Космос», космическими кораблями и аппаратами, макет «Солнечная система», 2 ватмана, воздушные шары, прищепки, 2 лотка с сыпучими материалами (солью или песком, различные мелкие материалы (металлические гирьки разного веса, бусины, шурупы и т. д., карточки с предметами, кубики строительного конструктора (мягкий); молоко с хорошей жирностью; пипетки; пищевые красители; ватные палочки; средство для мытья посуды по количеству детей.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям зайти в космическую лабораторию.
Дети заходят в актовый зал, там их встречает профессор космических наук. Посередине зала находятся 5 столов для опытов.
Профессор: Здравствуйте дети, я профессор космических наук, хочу с вами провести несколько космических опытов и проверить ваши знания о космосе, но для этого разделимся на 2 команды.
Детям предлагается придумать название каждой команды и сесть на стульчики, они расположены в противоположных сторонах зала.
(Звучит космическая музыка).
Профессор: Ребята, на чем можно полететь в космос, отгадайте загадку:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
Профессор: Правильно, ребята, полететь в космос можно только на ракете.
(Показ космической ракеты через проектор).
Чтобы подняться над поверхностью Земли, преодолеть её притяжение и выйти в космос, космическому кораблю требуются достаточно мощные двигатели. Такие двигатели есть у ракеты-носителя, которая выводит космический корабль в космос.
Ракета содержит свой собственный запас горючего. Горючее сгорает в больших камерах сгорания, выделяя огромное количество газов. Эти газы быстро расширяются и выходят из расположенных внизу двигателя выхлопных отверстий (сопел, толкая ракету в противоположном направлении, т. е. вверх.
Ракетные двигатели обладают достаточной мощностью, чтобы вывести космические корабли и станции в космос.
Профессор: Ребята, подойдите к столу № 1.
1. Задание (опыт). «Запустите ракету». На столе лежат надутые шарики, открытый конец которых зажат прищепкой так, чтобы не выходил воздух. Сосчитать от 10 до 1 и разжать прищепку. Данный опыт можно повторить 3-4 раза (несколько шариков, предложив детям.
Профессор: По такому принципу ракета улетает в космос.
Вы уже знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. Как он называется? (Луна). Ребята вы знаете, что на Луне и всех планетах имеются кратеры?
Профессор: Ребята, а теперь подойдите к столу № 2.
На данном столе находятся 2 больших лотка с солью и песком.
2. Задание (опыт). «Метеориты и метеоритные кратеры».
Представьте, что соль (песок) – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, поэтому образовался кратер).
Профессор: Каждый из вас может взять по предмету (гирьки разного веса, шарик, бусинку и т. д.) и бросить его на поднос.
Профессор: Вот таким способом получаются кратеры на планетах.
Детям предлагается полюбоваться результатом, рассказать, на что похожи кратеры.
Профессор: Давайте вспомним, в каком порядке расположены планеты «Солнечной системы».
На 2-х мольбертах 2 ватмана, в середине изображено Солнце, вокруг него нарисованы орбиты 9 планет. Отдельно лежат вырезанные из бумаги модели планет.
3. Задание. «Прогулка по Солнечной системе».(9 планет). От Солнца раскладываются 9 планет по орбитам.
Каждая команда раскладывает модели планет на ватмане.
Профессор: Ребята, а теперь сравните то, что вы собрали с картинкой на проекторе.
Молодцы, правильно собрали.
Стихотворение А. Хайта:
«По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз – Меркурий
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон».
Профессор: Предполагается, что пилотируемая экспедиция на Марс, имеющая практический смысл, должна занять 3 года или более.
4. Задание. «Путешествие на Марс».
Представьте, что вам предстоит полететь на Марс. Какие вещи вы бы взяли с собой? Почему?
На столе № 3 лежат карточки с предметами по количеству детей. По сигналу ребенок бежит, берет со стола карточку с предметом, возвращается, кладет его в коробку, далее бежит второй ребенок и т. д.
5. Задание. «Туманность звёзд».
Профессор: В нашей Галактике много красивых, разноцветных туманностей, мы проведём опыт, который наглядно, ярко и интересно покажет как выглядят туманности. Туманность - участок межзвездной среды, выделяющийся своим излучением или поглощением излучения на общем фоне неба.
Каждый ребёнок индивидуально под присмотром взрослого участвует в опыте с молоком, красителями и т. д. (в емкость с молоком поочерёдно вливается жидкая краска трёх цветов, затем ватной палочкой, смоченной жидкостью для мытья посуды, наносится рисунок на молоке, образуются красивые разноцветные узоры, напоминающий «туманность»). Каждый полученный результат рассматривается и обсуждается детьми.
Профессор: Существуют ли инопланетяне?
Существует ли жизнь за пределами Земли? Никто ещё не знает это наверняка. Астрономы тщательно исследовали Солнечную систему и дальше космические объекты, но пока ещё не обнаружили никаких проявлений жизни. Вселенная состоит из сотен миллиардов галактик, и в каждой сотни миллиардов звезд. Возле многих звезд вращаются планеты, а это значит что жизнь в космосе скорее всего есть.
Сами размеры Вселенной затрудняют поиски следов жизни в ней. Но некоторые лаборатории с помощью радиотелескопов уже прочёсывают небо в поисках сигналов, посылаемых разумными существами.
Профессор: Представьте, что к нам в гости прилетели инопланетяне, но им негде жить, давайте мы построим им дома.
6. Задание. «Построй дом для инопланетян». Около каждой команды находятся кубики строительного конструктора. По сигналу дети строят дом. Выигрывает та команда, игроки которой раньше и качественно выполнят задание.
Профессор: В космосе все тела ничего не весят. Они свободно летают по космическому кораблю. Это и называется невесомостью. Я предлагаю оказаться в состоянии невесомости. (Включается космическая музыка.)
Дети изображают передвижение в невесомости. По сигналу воспитателя «Космическая фигура замри» дети замирают в выбранной позе. Дети стоят так, пока не услышат команду «Невесомость». Игра повторяется 2 – 3 раза.
Профессор: Дорогие ребята, вы хорошо справились с заданием!
А вам за то, что вы со мной провели несколько космических опытов и экспериментов в моей космической лаборатории, показали свою ловкость, смелость, быстроту, собранность, организованность я вам вручаю всем медали учёной степени по изучению космоса.