Галина Скорая
Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме экскурсии в парк «Как растения готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Экскурсия в парк. Тема: «Как растения готовятся к зиме»
Образовательная область :
Экологическое развитие.
Интеграция образовательных областей :
- познавательное развитие
- речевое развитие
- социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме экскурсии в парк „Как растения готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Возраст детей : Подготовительная группа (6 лет)
Формы организованной образовательной деятельности :
-коммуникативная (чтение стихов и художественной литературы об осени, отгадывание загадок, беседа)
- трудовая (сбор плодов и семян деревьев и кустарников)
продуктивная (составление букета из осенних листьев)
- двигательная (п/и «Найди своё дерево!»).
Форма организации детской деятельности :
- групповая
Цель: Повторить, обобщить и расширить знания, полученные на экскурсии и предыдущих занятиях.
Воспитывать любовь к природе.
Задачи:
Обучающие:
- дать знания о плодах и семенах деревьев и кустарников, и способах их распространения.
- формировать у детей представления о состоянии растений осенью
-точнить представления детей о первых признаках осени
-помочь устанавливать связи, зависимости живой и неживой природы уточнить представление детей об условиях жизни растений осенью.
Развивающие:
- прививать навыки работать в коллективе
- воспитывать доброжелательность друг к другу
- развивать двигательные умения, быстроту.
Предварительная работа:
Целевая прогулка. Ознакомление с деревьями своего участка. Рассматривание семян и плодов. Рассматривание иллюстраций об осени.
Чтение стихов и художественной литературы об осени.
Рассматривание картин: «Золотая осень» - И. Левитана,
Игры: «Когда это бывает?», «Детки на ветке», «Угадай что растёт?».
Оборудование и материалы: папка для сбора гербария, коробки для сбора плодов и семян, увеличительное стекло, лопатка, бумага и карандаши».
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент:
Вторая половина дня.
Дети играют в игровых уголках
Сюрпризный момент: Стук в дверь, в группу входит Осень.
Осень: - Здравствуйте дорогие ребята. Я сейчас загадаю о себе загадку. Слушайте внимательно, и тогда вы сразу догадаетесь, кто же я.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья засеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я…. (Осень).
Правильно, я – Осень, не простая, а золотая. Не только красотой я знаменита. Осенью происходит множество интересных явлений. Поэтому я хочу пригласить вашу группу к себе в гости, в мой осенний парк. Приходите завтра, полюбуетесь на мою красоту, понаблюдайте, что интересного произошло в парке. Я вам приготовила задания (подаёт конверт, вы их прочитаете и выполните завтра. Жду вас завтра в парке. А сейчас я с вами прощаюсь. До свидания (уходит).
Воспитатель: - Ребята, давайте прочитаем, какое задание приготовила нам осень (читаю задание).
«-Ребята, приготовьте папку для сбора гербария, коробки для сбора плодов и семян, увеличительное стекло, лопатку, бумагу и карандаши».
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего осень пригласила нас в парк?
Дети: Посмотреть как красиво, собрать листочки (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: - Дети, какие предметы будут нужны в парке?
Дети: - Лопатки, корзинки.
Воспитатель: - Дети, давайте вспомним как надо вести себя по пути в парк и в парке?
Дети: - Вести себя тихо, не ломать деревья.
Второй день.
Воспитатель: - Ребята, вы помните, что вчера нас осень пригласила в парк.
Дети: - Да, помним.
Воспитатель: - Предлагаю вспомнить правила поведения на проезжей части дороги.
Дети: - Переходим дорогу по пешеходному переходу, не балуемся на дороге.
Воспитатель: - Давайте вспомним правила поведения в парке.
Дети:- Не рвём цветы, не ломаем ветки, не пугаем птиц, не бросаем мусор.
Хорошо, все вспомнили, всё знаете, можно и на экскурсию в парк идти. А теперь послушайте загадку:
«Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?»
Дети: - Осенью.
Воспитатель: - После, какого времени года наступает осень?
Дети: - После лета.
Воспитатель: - Сегодня мы пойдём в парк, чтобы полюбоваться её красотой в начале осени.
Придя в парк вместе с детьми, воспитатель руководит их наблюдениями и беседует:
Воспитатель: - Какого цвета были листья на деревьях летом?
Дети: - Зелёные.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите вокруг себя какой красивый парк, разноцветные листья на деревьях. Послушайте стихотворение, написал его Иван Бунин.
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
-Да, дети, все деревья ярко расцвечены. Цвет листьев на деревьях от лимонно – жёлтого до темно багрового. Давайте подойдём поближе к деревьям и посмотрим одинаковые ли они.
Воспитатель: - С чем сравнивает поэт лес?
- Какие краски увидел он в лесу?
- Почему ёлочки темнеют на фоне основных деревьев?
Воспитатель: - Ребята, нужно собрать по одному листочку с каждого дерева (Дети собирают листочки).
Воспитатель: - Листья, каких деревьев можно назвать багряными?
Дети: - Берёза, клён.
Воспитатель: На каких деревьях нет разноцветных листьев?
Дети: - Тополь, клён.
Воспитатель: - Каких листьев на деревьях больше - зелёных или разноцветных?
Дети: - Разноцветных.
Воспитатель: - В листьях и летом и осенью есть разные краски, самый сильный цвет - зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество, которое очень любит свет. Летом солнце светит долго, света много, поэтому листья зеленые. Но приходит осень, дни становятся короче, солнце светит меньше, и зелёное вещество не может образовываться. Листочки начинают желтеть и краснеть.
Задание 2
Воспитатель: - Ребята, осень объявила конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист. Найдите лист, который осень раскрасила не так, как все остальные. (Дети рассматривают листья, отбирают самые интересные для гербария).
Воспитатель: -Все листочки вы собрали с земли, а летом опадают листья?
Дети: - Нет, они висят на веточках.
Воспитатель: -Почему же зеленые листья не осыпаются, а желтые и красные осыпаются?
Дети: -Потому, что скоро зима.
Воспитатель: -Сейчас мы с вами проведем опыт: попробуйте сорвать с ветки зеленый и жёлтый лист (дети срывают).
Воспитатель: -Какой лист срывается легче?
Дети: - Жёлтый, красный.
Воспитатель: - Ребята, возьмите лупу и посмотрите на внутреннюю часть листа, видите, она вся усеяна мелкими точками. Как вы думаете, что же это такое?
Дети: - точки, что бы красивее были.
Воспитатель: - Листья - это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало и «форточки» не нужны.
Летом «форточки» нужны, и листочки крепко прикреплены к ветке, а осенью между листом и веточкой образуется перегородка. Она отделяет лист от ветки, и лист плохо держится. Даже небольшой ветерок легко срывает осенние листья с веток. Так наступает листопад.
Теперь ребята, представьте себе, что вы осенние листочки. Возьмите в руки по одному листочку, посмотрите с какого он дерева. Подул ветер, листочки кружатся, потом, когда я назову, например: «Берёзовый лист, лети ко мне», те, у кого такие листья бегут ко мне. По сигналу «Найди своё дерево!» вы должны подбежать к дереву, с которого упал ваш листочек. (Игра проводится 3-4 раза)
Задание 3.
Воспитатель: - Ребята, сейчас следующее задание. Найдите и соберите плоды и семена деревьев, трав, кустарников. (Дети собирают).
- Давайте рассмотрим их и назовём, с какого дерева и как называются: клён - крылатка, липа - орешек, вяз - крылатка, берёза - "самолетик" с двумя прозрачными крылышками, дуб - жёлудь; рябина, боярышник, шиповник - ягоды с семенами, сосна, ёлка - шишки с семенами; у травянистых растений - соцветия с семенами.
Дети с педагогом рассматривают семена и плоды.
Воспитатель: -Ребята, зачем растениям семена?
Дети: - Чтобы вырастали новые растения.
Воспитатель: - Зачем растениям плоды?
Дети: - Для пищи птицам, животным, людям, у многих растений в плодах находятся семена.
Воспитатель: - Как растения " сажают" свои семена?
Дети: - Люди им помогают, ветер.
Воспитатель: - Ребята, у растений есть "садовники", которые помогают сеять семена, посмотрите (показ модели способов распространения семян).
ВЕТЕР ПТИЦА ЗВЕРИ ЧЕЛОВЕК
"Садовник" - ветер - семена должны быть лёгкие, летучие. Это крылатки (клён, липа, вяз, берёза, пух (тополь, одуванчик).
"Садовник" птицы – те семена, которыми можно питаться или которые спрятаны в плодах (ягоды).
"Садовник" звери – те семена, которые идет в пищу или могут прицепиться к шерсти (шишки, репейники).
"Садовник" человек – те семена, которые цепляются за одежду, которые сбиваются ногами при ходьбе (репейник, подорожник, череда).
Воспитатель: - Ребята, распределите семена, которые вы собрали между «садовниками».
- Дети, мы с вами сегодня посмотрели, как изменился парк осенью. Но в начале осени еще бывает много теплых дней, греет солнышко. На клумбах и цветниках еще можно увидеть яркие цветы. Кругом красиво. Этот период времени называют золотой осенью. Ее любят за щедрость. Она отдает людям богатство своих полей и лесов, садов. В конце осени солнечных дней становится меньше, солнце греет плохо, становится холодно. Птицы готовятся к отлету, звери к зиме.
Задание 4
Воспитатель: - Я предлагаю всем собрать красивый букет из листьев (дети собирают листья).
Воспитатель: - Ребята, какие красивые букеты у вас получились, сейчас мы их отнесём в детский сад (возвращаемся в детский сад).
Дети с воспитателем разбирают принесённые с экскурсии листья и плоды., ставят в вазу букет, раскладывают листья на просушку.
Воспитатель: - Сейчас проведём конкурс, кто больше отгадает загадок, тот становится «Лучший знаток осенней природы».
Весной одевается,
Осенью раздевается.
(Лес)
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(Елка)
Летают, кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут пропадут.
(Листья)
Он совсем не хрупкий
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он тверже всех,
Называется.
(Орех)
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут -
Береток не найдут.
(Желудь)
Воспитатель: - Дети, что нового вы узнали на экскурсии?
Дети: - О семенах и плодах, о лесном садовнике.
Воспитатель: - Где нам пригодятся наши знания?
Дети: - Когда будем собирать семена.
Воспитатель: - Сейчас я вручаю лучшему знатоку медаль – кленовый лист.
После сна в группе проводится занятие по рисованию «Осенний лес»