Другова Татьяна Александровна
Конспект экскурсии «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии в осенний парк в подготовительной
группе «Как растения готовятся к зиме»
Цель: формирование у детей представления о состоянии растений осенью
Задачи:
Образовательная:
- дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений;
- дать знания о способах распространения семян;
- учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.
Развивающая:
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме.
Воспитательная:
- воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.
Модели: способы распространения семян, сезонные изменения окраски листьев.
Ход экскурсии
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг, обращает их внимание на красоту осеннего парка.
Воспитатель: - Листву каких деревьев можно назвать золотой? (Берёза, клён)
- А какую – багряной? (Рябина)
- На каких деревьях нет разноцветных листьев? (Тополь, сирень)
- На каких деревьях листья светло-коричневые? (Липа, дуб, вяз)
- Ребята, посмотрите на деревья и скажите, каких листьев больше – зелёных или разноцветных?
После ответа детей объясняет, почему так происходит.
Воспитатель: - В листьях и летом, и осенью есть разные краски – и зелёные, и жёлтые, и красные. Самый сильный цвет - зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество-хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света даёт много, и поэтому листья остаются зелёными. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зелёное вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много жёлтых и красных.
Конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист.
Воспитатель: - Ребята, найдите такой лист, который осень раскрасила не так, как все остальные.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Опадают ли листья летом.
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Почему же зелёные листья не осыпаются, а жёлтые и красные осыпаются?
Воспитатель предлагает детям провести опыт.
Воспитатель: - Ребята, попробуйте сорвать с ветки зелёный лист и жёлтый. Какой лист легче оторвался?
Дети: - Жёлтый.
Воспитатель: - Посмотрите на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками. Что же это такое? Оказывается, что листья – это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны.
Летом «форточки» нужны, и листочки крепко прикреплены к ветке, а осенью между листом и веточкой образуется пробка – перегородка. Она отделяет лист от ветки, и лист плохо держится на ветке. Даже небольшой ветерок легко срывает осенние листья с веток. Так наступает листопад.
- А теперь представьте себе, что вы – осенние листочки. Возьмите в руки по одному любому листику и определите, с какого он дерева. А сейчас мы с вами поиграем в игру «…лист, лети ко мне!».
Вы свободно кружитесь по дорожкам, пока я не скажу, например: «Кленовый лист, лети ко мне!». Те, у кого кленовые листья, должны подбежать ко мне, а по сигналу «Найди своё дерево!» вы должны подбежать к дереву, с которого упал ваш лист. (играют 3-4 раза)
Воспитатель: - Ребята, найдите и соберите плоды и семена деревьев, кустарников и трав.
Дети с воспитателем рассматривают семена и плоды и определяют, что такое семя, а что такое плод.
Воспитатель: - Зачем растениям плоды?
Дети: - Для пищи птицам, животным, людям.
Воспитатель: - Зачем растениям семена?
Дети: - Чтобы вырастали новые растения.
Воспитатель: - Как растение «сажает» свои семена? (Варианты ответов детей)
- Ребята, у растений есть «садовники», которые помогают сеять семена.
Показывает модели способов распространения семян.
Дети по очереди рассматривают модели, определяют (с помощью воспитателя, какой «садовник» какому растению помогает сеять семена:
- ветер – семена должны быть лёгкие, летучие. Это крылатки (клён, липа, вяз, берёза, пух (тополь, одуванчик);
- птицы – те семена, которыми можно питаться или которые спрятаны в плодах (ягоды);
- звери – те семена, которые идут в пищу или могут прицепиться к шерсти (шишки, репейник);
- человек – те семена, которые цепляются за одежду, которые сбивают ногами при ходьбе (репейник, подорожник, череда).
Воспитатель предлагает детям распределить между «садовниками» семена, которые они собрали.
Воспитатель: - А, сейчас, мы с вами соберём красивые осенние букеты и отнесём их в детский сад.
Дети с воспитателем собирают букеты и возвращаются в детский сад.