Вячеслав Кузнецов
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Колокола России»
Цель: Сформировать знания об истории возникновения колоколов и колокольных звонов на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к Родине.
Ход НОД.
СЛАЙД 1
Звучит колокольный звон.
- Ребята, что вы слышите?
- А вы знаете, как возникли колокола?
СЛАЙД 2
- Посмотрите на этот необычайно красивый цветок. Как он называется (ответы детей)
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Колокола России“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Послушайте песню «Колокольчик» (сл. и муз. Н. Лансере) и посмотрите видео на экране.
СЛАЙД 3
- Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно жил человек, который был священнослужителем. Звали его епископ Ноландский.
Его очень огорчало и тревожило то, что люди плохо посещали церковь, потому что у них не было часов, и они не знали, когда в церкви начинается служба. И как-то раз он объезжал свои церкви, устал и прилёг на луг, заснул и приснился ему сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра, которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. И сегодняшнее занятие посвящено этому поющему цветку.
ЗВУЧАТ КОЛОКОЛА
СЛАЙД 4
Колокол – это музыкальный инструмент.
- А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
СЛАЙД 5
- Колокола созывали народ на церковные службы и праздники.
Они оповещали людей о пожарах и нападении врагов.
- Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон.
СЛАЙД 6
- Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались почётом и уважением. Обучались мастерству долго.
- Какие же материалы нужны для отливки? Требуются красная и зелёная медь, олово, проволока, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, верёвки, весы, подъёмные и кузнечные снасти.
Если колокол большой его отливали его 100 человек. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы всё удалось.
СЛАЙД 7
Колокол словно живое существо
СЛАЙД 8
Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище, ему давали имя. Если колокол издавал резкий, громкий звук – называли «лебедем»
СЛАЙД 9.
Если низкий, грубый, басовый – медведем, если дребезжащий – «козел» или «баран».
Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол напугал коня царя Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши. Колокола плотно вошли в жизнь русского народа. Они не только созывали на службу, но и использовались в обиходе: колокольчики вешали при входе в магазин, на шеи животным, чтобы не потерялись, маленькие колокольчики использовались в играх.
СЛАЙД 10
ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ.
СЛАЙД 11
Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники.
- Скажите, какой самый большой колокол, и где он находится? (Ответы)
Самый большой колокол – Царь-колокол никогда не звонил. Он весит 200 тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится поливали его водой и от перепада температур он треснул и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Сейчас Царь-колокол стоит в Московском кремле и является уникальным памятником России.
- Как вы думаете, от чего зависит звук колокола?
- Язык у колокола, как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса.
СЛАЙД 12
- Человек, который звонит в колокола, называется звонарь. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны.
СЛАЙД 13
Колокольный звон – это целая наука.
Благовест – призывает к началу службы (мерные удары в большой колокол).
Трезвон – несколько или все колокола вместе после благовеста.
Перезвон – во все голоса, по очереди перед водосвятием.
Красный звон – целый день на большие праздники.
СЛУШАНИЕ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ,
СЛАЙД 14
- Посмотрите на картину К. Юона «Купола и ласточки». Подумайте, от чего церковные колокола располагаются на башнях?
Для того, чтобы звуки были слышны далеко-далеко, стоили высокие звонницы и колокольни.
Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку, и замерев, принять на себя падающий звук. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.
СЛАЙД 15
Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувенир – колокольчик.
Они могут быть с надписью, с портретом, с гербом, с рисунком, но всегда напоминают о том месте, которое мы посетили.
Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры.
СЛАЙД 16
Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении в большую школьную жизнь.
СЛАЙД 17
А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео о том, как работают звонари.