Кутина Анна
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Свойства стекла»
▼ Скачать +Заказ
Цель:
1. Познакомить детей с историей возникновения стекла.
2. Расширять и систематизировать знания о производстве стекла и изделий из него, особенностях стекла и стеклянной посуды.
Задачи:
- развить у детей познавательный интерес к предметному миру,
- учить устанавливать причинно-следственные связи на основах
опытов,
- развивать способности детей делать умозаключения,
анализировать, сравнивать, классифицировать,
- воспитывать в детях уважительное отношение к людям
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Свойства стекла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
труда, бережное отношение ко всему стеклянному,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий
из стекла.
Материал и оборудование:
Различные изделия из стекла, прозрачные стаканы, фужеры, бумажные стаканы, цветные шарики, пластмассовые стаканы, ложечки, мультимедийная доска, стаканчики с песком, стаканчики с содой, халаты, палочки, баночки, презентация «Все о стекле».
Предварительная работа:
Рассматривание изделий из стекла, чтение стихотворения
Дж. Родари «Стеклянная»; разучивание стихов, оказание помощи.
Словарная работа: новые слова: хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое. Чтение стихов с выражением и по теме.
Воспитатель:
В нашей комнате темно!
Кто к нам в гости приходил?
Кто же шторы нам закрыл?
Вы уже большие дети
Поскорее мне ответьте:
- «Почему темно?»
Воспитатель: Ребята, что случилось? Почему в группе стало темно?
Дети: Закрыли окна, не проникает свет….
Воспитатель: А сейчас почему стало светло? (Открываю шторы)
Дети: Потому что через стекло проникает свет.
Воспитатель: Давайте представим, что мы находимся в лаборатории, в которой мы проведем опыты и узнаем много интересного о свойствах стекла. Для того чтобы приступить к работе мы наденем халаты. Я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками (дети надевают халаты и садятся на стульчики).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим и проведем опыты со стеклом.
- Да, ребята, через стекло проникает свет, потому что оно прозрачное. Давайте, скажем: «стекло прозрачное»
Воспитатель: Это будет первое свойство стекла и чтобы в этом убедиться, проведем опыт. У каждого на столе стоит два стакана (показываю). Сейчас мы определим, какой стакан из стекла.
- Положите один шарик в один стакан, а второй шарик во второй стакан (показываю). Ребята, какого цвета шарик в этом стакане (из стекла) правильно красный, а в этом стакане? Конечно, не видно. Значит, какой стакан из стекла?
Дети: Тот, в котором видно шарик.
Воспитатель: Какой мы делаем вывод?
Дети: Стекло прозрачное.
Воспитатель: Первое свойство стекла - прозрачность. Стекло прозрачное. Скажите, где используется это свойство стекла?
Дети: Для изготовления посуды, окон, стекол для очков и т. д.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим первое свойство стекла.
Дети: Стекло прозрачное.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Сейчас мы проведем второй опыт.
У каждого на столе два стакана, это какой?
(Показываю стеклянный стакан)
Дети: Стеклянный стакан.
Воспитатель: Мы нальем в него воду (дети наливают воду в стеклянный стакан).
-А это какой стакан (показываю бумажный стакан).
Дети: Бумажный стакан.
Воспитатель: Мы нальем в него воду (дети наливают воду в бумажный стакан).
- Ой, что происходит?
Дети: Вода из бумажного стакана начинает течь.
Воспитатель: Почему из бумажного стакана течет вода?
Дети: Потому что бумажный стакан пропускает воду.
Воспитатель: Почему из стеклянного стакана не течет вода?
Дети: Потому что стеклянный стакан не пропускает воду.
Воспитатель: Правильно, значит, мы можем сделать какой вывод?
Дети: Стекло не пропускает воду.
Воспитатель: Ну конечно, это и есть второе свойство стекла - водонепроницаемость или другими словами стекло не пропускает воду.
Давайте вместе назовем второе свойство стекла.
Дети: Стекло не пропускает воду.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Сейчас мы проведем ещё один опыт и познакомимся с третьим свойством стекла.
- У каждого на столе стоят стеклянные изделия (показываю стакан и фужер) Возьмите ложечки и легонечко ударьте по стеклянным изделиям (дети ударяют по стеклянным изделиям).
- Ребята что вы слышите?
Дети: Мелодичный звук, звук похожий на музыку.
Воспитатель: Третье свойство стекла – мелодичность. Давайте, скажем, стекло мелодичное.
Физминутка.
Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник (дети надувают щёки, ноги на ширине плеч, руки на поясе).
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие бедняжки (дети приседают, рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца.
Только стукни, разобьются (руки в стороны, кружатся на месте)
Вот серебреные ложки (стоят на месте поднимают руки вверх и делают «замочек»)
Вот пластмассовый поднос 4 4
Он посуду нам принес (берутся за руки и делают круг)
Воспитатель: Ребята скажите, что произойдет, если я упущу стеклянное изделие?
Дети: Разобьется.
Воспитатель: Правильно оно разобьется. Значит можно сказать, что стекло хрупкое?
Дети: Да.
Воспитатель: Четвертое свойство стекла - стекло хрупкое.
Воспитатель: Будем проводить опыт?
Дети: нет.
Воспитатель: Конечно нет, будет очень обидно и жалко, если разобьется красивое стеклянное изделие. Ребята, а у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим четвёртое свойство стекла.
Дети: Стекло хрупкое.
Воспитатель: Как же надо обращаться со стеклянными изделиями.
Дети: Изделия из стекла нельзя бросать, в стеклянное окно нельзя бросать камень, мяч.
Воспитатель: Как надо собирать разбитое стекло?
Дети: Веником на совок смести, в перчатках собирать.
Воспитатель: А если человек в очках, что произойдёт, если разобьется стекло в очках?
Дети: Может пораниться глаз.
Воспитатель: Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно. Поэтому, в детском саду не разрешают использовать стеклянные изделия.
Воспитатель: Давайте назовем все свойства стекла, с которыми мы познакомились сегодня.
Дети: - стекло прозрачное, прозрачность.
- стекло не пропускает воду, водонепроницаемость.
- стекло мелодичное.
- стекло хрупкое.
Воспитатель: Вы молодцы и хорошо запомнили свойства стекла.
Воспитатель: Ребята, что в этом стаканчике? (Показываю стаканчик с песком.)
Дети: Песок.
Воспитатель: А зачем на нужен песок?
Дети: Ответы детей. 5
Воспитатель: Я хочу сегодня рассказать вам историю возникновения стекла, и вы узнаете, зачем нужен песок.
«Всё о стекле» - презентация.
Воспитатель: Ну что ребята, теперь вы знаете, зачем нужен песок?
Дети: Из песка делают стекло.
Воспитатель: А вот это сода, которую добавляют в песок для получения стекла. (Показываю соду).
- Давайте смешаем песок, соду, добавим немного воды и получим массу, которая необходима для получения стекла. (Дети смешивают песок, соду, воду).
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы знаете, что нужно смешать, чтобы получить массу, которую используют для получения стекла.
Воспитатель: Я знаю, что вы выучили стихи, давайте расскажем их.
Давно уже не каменный мы век,
Все лучшее для жизни изобретает человек.
Дома он строит, города возводит,
И новые технологии нам приводит.
Но без стекла никто не обойдется,
И несмотря на то что оно бьется.
Посуда нам нужна всегда и всем,
И окна нам нужны, конечно, насовсем.
Если б не было б стекла бы,
Очень скучно жизнь текла бы,
Без очков мы стали б слепы.
Дом без стекол - стал бы склепом…
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории, проводить опыты? Все молодцы, хорошо справились со своей работой.
Воспитатель: А я предлагаю рассмотреть выставку стеклянных изделий.
(Дети рассматривают выставку.)