Ирина Дормидонтова
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный мир стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Волшебный мир стекла»
Цель:
Знакомство детей со свойствами стекла, развитие самостоятельной творческой личности детей.
Задачи
Образовательные :
Публикация «Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Волшебный мир стекла“» размещена в разделах
Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Поддерживать интерес детей к рассказыванию по предметам, не глядя на них, находить существенные признаки.
Формировать способы словообразования прилагательных. Закреплять навык исследовательской деятельности : умение выявить свойства и назначение стекла через проведение опытов.
Развивающие: - умение создавать работу в новой технологии, осваивая последовательность действий; - развитие фантазии и воображения;
. развитие мелкой моторики и координации движений;
. развитие творческого мышления.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.
Воспитывать бережное обращение с предметами, сделанными из стекла.
Словарная работа: Прозрачное, светлое, цветное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, бьется, хрупкое, свойство.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов, составление описательных рассказов.
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково-исследовательская деятельность., продуктивно-творческая деятельность.
Ход
Организационный момент
(На столе стоят различные предметы, изготовленные из стекла.) В. – Дети подойдите к столу, давайте посмотрим, что тут есть. (Дети рассматривают и называют присутствующие предметы).
В. – Скажите, что их всех объединяет. Д. – Все предметы изготовлены из стекла. В. – Как вы догадались, объясните. (Ответы детей)
Поисково-исследовательская деятельность.
Воспитатель предлагает детям опустить шарик в стакан. Спрашивает у детей, что в стакане. Интересуется, как они догадались о том, что в стакане цветной шарик. Выслушивает ответы детей.
Дети делают вывод о том, что стекло прозрачное.
Воспитатель: Где используется это свойство стекла – его прозрачность?
Дети: окна в зданиях, очки, линзы, телескоп, микроскоп, аквариум, стекла в машинах, часах и т. д.
Воспитатель: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное. Назовите изделия из цветного стекла и определите их цвет.
Дети: Синяя лампочка, коричневый пузырек, голубая ваза, разноцветная стеклянная фигурка и т. д.
Воспитатель интересуется, зачем делают цветные стеклянные изделия.
Дети: Предметы из цветного стекла красивые, красочные. Их используют для украшения помещений.
Темные пузырьки делают для увеличения срока годности лекарств.
Затем дети по предложению воспитателя берут стеклянные изделия в руки, определяют каково стекло на ощупь (гладкое, с бугорками, ребристое, скользкое, холодное и тд.). Вычленяют еще одно свойство: есть изделия из тонкого стекла, есть – из толстого.
Воспитатель: практически в любую стеклянную посуду можно налить жидкость.
Дети делают вывод о том, что стекло водонепроницаемо.
Воспитатель спрашивает детей, где используется это свойство.
Дети: При изготовлении стеклянной посуды, в аквариумах.
Воспитатель: Есть у стекла и еще одно свойство : если до него дотронуться металлической палочкой, оно издает мелодичный звук. Послушайте (демонстрация).
Воспитатель: Что случиться, если уронить стеклянную вещь?
Дети: Оно разобьется.
Воспитатель помогает детям сделать вывод о том, что стекло хрупкое.
В. – Со стеклом будь осторожен - Ведь оно разбиться может. А разбилось не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат – совок, И для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут.
В. – Как вы думаете, из чего изготавливают стекло? (Предположение детей) В. - А хотелось бы вам узнать, на самом деле из чего и как появилось стекло? Д. – Да. В. – Тогда предлагаю, вам отправиться в далекое –далекое прошлое, поможет на в этом волшебные песочные часы, которые изготовлены, из чего?
(Слайд №2). Воспитатель. Скажем заветные слова : «Хотим попасть в то время, когда впервые научились изготавливать стекло».
В. – (№3 Слайд) Когда-то, давным-давно мореплаватели пристали к одному неизвестному песчаному берегу и решили развести костер, чтобы согреться и приготовить пищу. (№4 Слайд). Обычно, они обкладывали костер камнями, чтобы он дольше горел, но камней поблизости не было. И тогда они обложили костер камнями из соды и мела, которые находились у них на корабле, а когда утром проснулись, то увидели на песке между камнями соды и мела блестящие камушки – капельки. Так впервые люди получили стекло.
(Воспитатель показывает стеклянные шарики, дети их рассматривают).
В – Что плавилось на огне, чтобы получилось стекло? Д. - Песок, сода и мел (Слайд№5). В. – Да, правильно и до сих пор люди берут эти три части: сода, песок, мел нагревают их и получают стекло. Сначала стекло использовали только для окон. Постепенно из стекла стали изготавливать предметы. В. – Люди, которые делали стеклянные предметы, называют стеклодувы. А знаете почему?
(Ответы детей).
(№6 Слайд).
В. – Когда плавят три известных нам компонента, получается стекло и при высокой температуре оно жидкое и горячее, пока оно не остыло и не стало твердым, люди с помощью специальной трубки из жидкого стекла выдувают различные предметы.
Хотите посмотреть, как работают стеклодувы?
(Слайд №7 видео – как работают стеклодувы)
В. – Как же получаются различные предметы из стекла? (Ответы детей).
(Слайд №7.)
Продуктивно-творческая деятельность.
(Слайд №8. С изображением витражей).
В. – А теперь обратите внимание на картину, что вы видите?
Д. – Разноцветное окно. В. – Такое окно называют витраж. В давние времена витражами украшали только королевские дворцы и церкви. И вот сегодня предлагаю создать витражи для нашего детского садика.
(Дети садятся за столы. На столах лежат: шаблоны для витража, краски гуашь, фломастеры, карандаши. Воспитатель еще раз проговаривает с детьми правила безопасности рисования по стеклу.)
В. – Дети перед вами лежат карандаши, фломастеры и гуашевые краски, как думаете, чем лучше будет наносить рисунок на стекло? (Ответы детей) В. – А теперь попробуйте сами провести линию карандашом, что произойдет? Д. – Карандаш не рисует на стекле. В - Теперь попробуйте нанести линию фломастером, что произойдет?
Д. – Фломастер оставляет не яркий след. В. – Попробуйте нанести гуашь на стекло.
(Дети наносят гуашь и делают вывод, что краски хорошо ложатся на гладкую поверхность стекла, при этом сохраняя яркость цвета). (Дети выбирают понравившийся шаблон и наносят узор).
Итог.
В. – Посмотрите, какие прекрасные получились у нас витражи для нашего детского сада, вы настоящие художники. Куда бы вы поместили свои работы? (Ответы детей).
В. – Скажите, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).
В. – Что вам больше понравилось сегодня в нашем путешествии?