галигузова юлия владимировна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей со свойствами продуктов питания через детское экспериментирование.
Задачи: формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов;
- совершенствовать умения и навыки работы с различными материалами;
- развивать наблюдательность, внимание, познавательную активность;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: игрушка «домовой», сундучок, молоко, лимонная кислота, яйцо, мороженное, перец молотый черный, воздушный шарик, посуда, соль, картинки из сундучка.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: просмотр м/ф «Приключения домовёнка Кузи», чтение сказки Т. Александровой «Новые приключения Кузи».
Ход НОД
- Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Оленька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Степочка! Дин-дон-дон!
Слышится шорох и кашель.
- Ой, ребята, кто это там за печкой? (Воспитатель вытаскивает игрушку домовёнка из-за печки.)
- Ребята, мы с вами смотрели мультфильм «Приключения Домовёнка Кузи». Понравилась ли вам сказка? (Да.)
- В нашей группе тоже живёт домовой, он охраняет нашу группу, следит за порядком. Но смотрите наш-то домовой заколдованный. Как вы думаете, кто его заколдовал? (Ответы детей.)
- А как, с помощью волшебства, можно расколдовать нашего домового? (Ответы детей.)
- Расколдовать нашего домового поможет волшебный сундучок, он где-то спрятан в группе. Давайте найдем его. (Дети ищут сундучок.)
Дети находят сундучок. Под волшебную музыку он открывается.
-Ребята! Отгадайте загадку!
Тут пронзительно свистит чайник рано утром!
Холодильник здесь стоит, раковина с краном!
Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама!
(Кухня.)
- Ребята, все наше колдовство будет проходить на кухне. А чтобы работать на кухне нам надо будет надеть фартуки.
Итак… Наше волшебство начинается….
Опыт №1
Волшебный сундучок показывает, какие продукты получают из молока.
Ответы детей (творог, ряженку, кефир, сыр, масло).
- Наш домовой очень любит кефир. Ведь кефир является полезным кисломолочным продуктом. Но на нашей кухне нет кефира. Что же делать? (Ответы детей.)
- Нам понадобится молоко и лимонная кислота, которую делают из лимона. В один стакан положите ложку лимонной кислоты, размешайте.
- Что получилось?
- Чем отличается кефир от молока (кефир более густой, на вкус он кислый.
-Это кисломолочный продукт.
Опыт №2
Волшебный сундучок показывает яйцо и море.
- Что бы это могло значить? (Ответы детей.)
- Для следующего нашего волшебства нам понадобится яйцо, банка и соль.
Опустим яйцо в обычную воду, яйцо утонуло.
-А теперь добавим в банку 2 ст. ложки соли и снова опустим яйцо в воду, яйцо поднялось на поверхность.
-Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вопрос будет очевидным. Вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка вы ощутили, как хорошо вас «держит» вода. У соленой воды «крепче руки».
Опыт №3
Волшебный сундучок показывает мороженое.
- Что бы совершить следующее волшебство нам надо сделать так, чтобы мороженое долго не могло растаять.
- Как это можно сделать? (Варианты детей.)
- Для нашего волшебства нам потребуется мороженое, блюдце, и варежка.
Один кусочек мороженого мы положим на блюдце, а второй в варежку. Давайте посмотрим, что произойдет.
-А пока мы ждём давайте немного развлечемся…
Физминутка
- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (делать большой круг)
- Хлопни, топни, покружись и в детей превратись.
-Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает? Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.
Теперь закономерен и вопрос: "Зачем же человек в мороз надевает шубу?" Ответ: "Чтобы не замерзнуть". Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.
Опыт № 4
Волшебный сундучок показывает перец, соль и Золушку.
- Кто догадался, что это значит?
- С помощью научного волшебства мы справимся с этой трудной задачей.
- Для этой работы нам понадобиться бумажное полотенце, смесь соли и молотого перца, шерстяной свитер и воздушный шарик.
- Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него смесь соли и перца.
Начинаем научное волшебство!
- Возьмите шарик и потрите им о шерстяной свитер.
-Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?
Результат. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение. Это пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда — остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
- Ребята, вы очень хорошо стараетесь, но что-то наш домовой всё никак не оживёт, наверное, Баба Яга его сильно заколдовала. Давайте еще раз попросим сундучок нам помочь. А попросим мы его самыми ласковыми словами. (Дети обращаются к сундучку ласковыми словами.)
Опыт №5
Волшебный сундучок показывает краски и молоко.
-Сейчас произойдет настоящее волшебство. Молоко оживёт.
-Наливаем в тарелку молоко, добавляем несколько капель разного красителя и в самый центр рисунка капнем каплю моющего средства.
-Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
Опыт №6
Волшебный сундучок показывает спички и дрессировщика.
- Мы будем дрессировать спички. Хотите попробовать?
- В миску с водой кладём несколько спичек, в центр миски опускаем кусок сахара-рафинада и — о чудо! Спички соберутся в центр. Наверное, наши спички — сластёны? А теперь уберё м сахар и капнем в центр миски немного жидкого мыла: спичкам это не нравится — они «разбегаются» в разные стороны! На самом деле всё просто: сахар впитывает воду, создавая тем самым её движение к центру, а мыло, наоборот — растекается по воде и увлекает за собой спички.
- Ребята, посмотрите! Наш домовой, то исчез, но он нам оставил угощения! Это значит, что мы его расколдовали, а ушел он не заметно, потому что стеснительный!
-Вы все молодцы, и вы не просто сегодня помогли домовому вы были настоящие волшебники!