Анна Шевела
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Страна азбука» в подготовительной группе
«Страна азбука»
Цель: закрепить умение звуко-слогового анализа слов.
Задачи:
Образовательные : Способствовать развитию умений говорения и слушания, формированию опыта чтения слогов. Содействовать обогащению активного и пассивного словаря; развитию грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка; развитию фонематического слуха, совершенствованию звуковой культуры речи детей.
Развивающие: Развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Страна азбука“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: звук, буква, твердый, мягкий, глухой, звонкий, шипящий, свистящий; согласный, гласный, красный, зеленый, синий.
Воспитательные: Тренировать мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, внимание.
Демонстрационный материал : ряды букв на доске, иллюстрации в тетради.
Методические приемы:
Физкульминутка «Буквы», игровые приемы, беседа-диалог.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие, а в какое вы сейчас узнаете. Хотите попутешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого вам нужно открыть свои тетради на стр. 58. Расскажите, что изображено на рисунке.
Дети: Ежик, Лисенок и Мудрая Сова едут на поезде в страну Азбуку.
Воспитатель: А вы желаете отправиться вместе с ними?
Дети: Да!
Воспитатель: Вход в волшебную страну охраняют два стражника - вопросительный и восклицательный знаки. Они преградили игрушкам путь и сказали, что в Азбуку может попасть только тот, кто правильно ответит на все их вопросы. Готовы ли вы вместе с нашими друзьями пройти это испытание?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда послушайте вопросы стражников и ответьте на них. Чем буквы отличаются от звуков?
Дети: Звуки слышим, а буквы видим и пишем.
Воспитатель: О чем это говорится (о звуках или о буквах) : их можно читать, слышать, видеть, штриховать, петь, раскрашивать, шептать.
Дети: О буквах и звуках.
Воспитатель: Назовите гласные буквы.
Дети: У, О, А, Э, Ы, И, Ю, Е, Я.
Воспитатель: Чем гласные буквы отличаются от согласных?
Дети: Гласные буквы можно пропеть.
Воспитатель: назовите свистящие согласные звуки.
Дети: С, 3, Ц.
Воспитатель: Перечислите шипящие согласные звуки.
Дети: Ж, Ш, Щ, Ч.
Воспитатель: Вы справились с этим испытанием, наши путешественники тоже. И теперь ворота в волшебную страну открыты для всех. Посмотрите на рисунок и скажите какие буквы увидели игрушки?
Дети: угадывают буквы по выступающим из-за кубиков фрагментам.
Воспитатель: Раскрасьте красным цветом гласные буквы, синим цветом - согласные, которые обозначают один твердые звук, зеленым - согласные, которые обозначают один мягкий звук, наполовину синим, наполовину зеленым - согласные, обозначающие два звука - твердый и мягкий.
Дети работают цветными карандашами в тетради.
Воспитатель: А теперь буквы хотят поиграть с вами. Назовите буквы в каждом ряду, отгадайте какая из них лишняя и объясните почему.
(на доске заранее написаны четыре ряда букв)
Д Л А 3 В (А -гласная среди согласных)
А О У Й Ы (Ы - согласная среди гласных)
Ч Ш Ц Ж (Ц - свистящая среди шипящих)
С 3 Ц Ч (Ч - шипящая среди свистящих)
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка «Буквы»
В старом дереве дупло, это домик буквы О.
Рядом с нею на суку примастилась буква У.
В гости к нам издалека прибежала буква А.
Прилетела буква Я на спине у воробья.
Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться,
То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут, то опять плясать начнут.
Воспитатель: Какие буквы веселились?
Дети: Я, У, О, А.
Воспитатель: Как эти буквы назвать одним словом?
Дети: Гласные.
Воспитатель: А сейчас, дети, отгадайте загадки:
1. Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква. (А);
2. Эта буква широка
И похожа на жука,
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук. (Ж);
3. Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
Три! А какая буква?. (И);
4. Эта буква, как игрушка
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка. (X);
5. Букв Е передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнуло-
Получилась буква. (Е);
6. На эту букву посмотри
Она совсем не цифра три. (3);
7. Посмотри на колесо,
А увидишь букву. (О);
8. Дрожу от страха до сих пор!
Воскликнуло полено -
Похожа буква на топор!
Расколит непременно! (Р);
9. Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква. (Ю);
10. Хорошо известно всем,
Где метро, там буква. (М).
Воспитатель: О каких буквах были загадки?
Дети: М, Ю, О,Ж, А, И, X, Е, 3, Р.
Воспитатель: Какие из этих букв гласные, а какие согласные?
Дети: М, Ж, X, 3, Р - согласные, Ю, О, А, И, Е - гласные
Воспитатель: Посмотрите на рисунок на стр. 60. Буквы играют вами в прятки. Попробуйте их отыскать на рисунке.
(Называя букву, дети указывают соответствующий фрагмент рисунка. Например, буквы Е и Е - пешеходный переход и т. д.)
Воспитатель: Сколько букв Ю можно найти на рисунке?
Дети: Две.
Воспитатель: Сколько букв Т (О, И, Д, С) на рисунке?
Воспитатель: В какой стране вы сегодня побывали вместе с игрушками? Кто там живет? В какие игры вы играли с буквами?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы справлялись с заданиями: Султан, Лиза и Динара правильно отвечали на вопросы стражников; Алина, Диана и Ваня быстро отгадывали загадки; Рената, Лиза и Андрей очень аккуратно раскрасили буквы. Вам понравилось в стране букв?
Дети: Да!
Воспитатель: Ежику, Лисенку и Мудрой Сове тоже понравилось в стране Азбуке. Они решили здесь немного погостить. Поэтому друзья-игрушки прощаются с вами. Они желают вам успехов и радостных открытий во время вашего путешествия по страницам Азбуки. Пусть оно будет для вас интересным и увлекательным, а сама Азбука - вашей любимой книгой.