Варвара Балабанова
Конспект НОД «Растения лечат» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение представлений о лекарственных растениях.
Программные задачи:
Образовательные:
• уточнять знания детей о лекарственных растениях, растущих на территории Костромской области, о их роли в жизни человека;
• формировать умение отличать лекарственные растения от других видов растений;
• уточнять правила сбора лекарственных растений.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД „Растения лечат“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
• воспитывать чувство любви к родной природе, доброе, бережное отношение к лекарственным растениям.
• воспитывать любознательность, сочувствие;
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Развивающие:
• развивать речь детей, обогащать их словарь.
• развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;
• развивать наблюдательность, любознательность.
• Словарная работа:
«лекарственные растения», «отвар», «настой»
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций лекарственных растений, аппликация на тему «Цветок мать-и-мачехи». Знакомство с лекарственными растениями Костромской области, наблюдения на прогулке. Беседы на темы: «Лекарственные растения», «Зеленая аптека», чтение сказки о лекарственных растениях, отгадывание загадок. Разучивание физкультминуток по теме. Дидактические игры «Четвертый лишний»,«Узнай по описанию». Рисование лекарственных растений. Чтение энциклопедий о природе, рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений.
Оборудование и материалы: картинки с изображением растений, игровой персонаж – «Лесовичок», вода, лекарственные травы для заваривания, мяч, корзина, гербарий с лекарственными растениями, ягоды клюквы, стаканчики для заваривания трав на каждого ребенка.
Ход непосредственно образовательной деятельности
В. : Ребята, кто раскидал шишки на ковре? Откуда в группе шишки?
Помогите мне, пожалуйста, собрать их.
Будьте здоровы!
(снова чихание)
Будьте здоровы! Кто у нас чихает?
Кто же у нас тут чихает и кашляет?
В. : Ребята, у нас гость – старичок-Лесовичок. Он что-то хочет сказать. Лесовичок здоровается с вами. Он еще что-то хочет сказать (говорит воспитателю на ухо)
Лесовичок говорит, что пришел к нам из Берендеевского леса. Еле пришел…
Видно, его продуло –
Знобит так, что мочи нет.
То ноги, то живот, то голова…
Что поделаешь, видно, старость пришла.
Да что ты! Это обычная простуда.
Ребята, Лесовичок заболел. Что делать?
Лесовичок говорит, что таблетки ему пить непривычно, да и где их взять: ведь он живет в лесу. Что же делать?
В. : Верно. Лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут быть еще и целебными. В наших лесах очень много таких растений. А где мы живем?
ребята, помните, мы с вами собирали растения для нашего гербария?
Давайте покажем Лесовичку лекарственные растения нашего края.
Лесовичок говорит, что трав-то птицы лесные целую корзинку принесли. Но не знает он, что с ними делать.
Дидактическая игра «Найди лекарственное растение».
Молодцы! Ребята, а что еще нам помогает укреплять здоровье?
Физкультминутка «Распускается одуванчик»
Прямо к солнцу, на восток.
Так прекрасны, так тонки
Золотые лепестки,
И дрожит, дрожит роса,
Как упавшая слеза.
Листик ярок и зелен
С ветерком играет он.
Стебель крепок и упрям,
Он согнется тут и там,
Даже буря не сломает,
Лишь немного помотает,
Всех приветствует головкой,
Улыбается, звенит,
Свежесть дарит, наслажденье,
Береги его, малыш!
Молодцы! Сейчас мы немного поиграем, а Лесовичок посмотрит и послушает, какое растение от чего помогает, как их собирать.
Игра с мячом «Вопрос-ответ»
• В какую погоду собирают лекарственные растения?
• Где можно собирать лекарственные растения?
• Что делают из лекарственных растений?
• Отвар какого растения лечит кашель?
• Из какого растения можно приготовить суп, витаминный шампунь?
• Отваром какого растения полощут больное горло?
• Корень какого растения помогает вернуть аппетит?
• Какое растение называют «зеленым бинтом»?
• Какое растение лечит ссадины и раны?
В. : Ребята, объясните Лесовичку, как же можно лечиться лекарственными травами? Может быть, кого-то дома мама лечила?
Да, а еще с помощью растений готовят лекарственные настои. Сейчас мы вместе с вами приготовим настой для Лесовичка. Какие травы будем использовать, если у него кашель и болит горло?
Верно. Проходите к столам, садитесь на стульчики.
Для этого нам нужны прозрачные стаканчики. Берем стаканы. В стакан с желтым кружочком кладем мать-и-мачеху, в стакан с белым кружочком – ромашку. Теперь я залью травы водой. Настой так называется, потому что должен настояться. Накроем стаканы крышками. Немного подождем.
Пока настой заваривается, вспомним правила сбора лекарственных растений (карточки-помощники)
В. : Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одно: беречь ее!
Хорошо. Теперь посмотрим, что происходит с нашим настоем.
Ребята, что-нибудь изменилось?
Скажите, какого цвета была вода, когда я заливала травы?
Почему вода изменила цвет?
А что еще растения отдали воде?
Ребята, вдохните носиком запах растений из своего стаканчика, и вы почувствуете аромат растений, которые отдали воде свои свойства.
Верно, у нас получился целебный настой, который поможет нам выполнить лечебные процедуры.
Лесовичок что-то хочет сказать. Он говорит вам спасибо за все. Он все запомнил. Лесовичку пора возвращаться в Берендеевку, в свой родной лес, где он вылечится и будет запасать «свежие лекарства».
Лесовичок хочет отблагодарить вас за помощь. Сначала он просит отгадать загадку.
Эта ягода красна,
А на вкус она кисла.
Протяни ладошку, ну-ка,
На болоте зреет …
Правильно. Ребята, а клюква полезна для нашего здоровья?
Верно, а когда мы рассасываем замороженную клюкву, то закаляем свое горлышко. Если мы будем каждый день по одной ягоде рассасывать, то никакая простуда нам не страшна.
Лесовичок еще раз благодарит вас за помощь и прощается с нами.
Лесовичок уходит.