Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Растения различных климатических зон» в старшей группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Растения различных климатических зон»
в старшей группе детей с ЗПР
Подготовила:
воспитатель Кириллова Т. Н.
2018 г.
Цель:
1. Развивать и уточнять представления детей о природе.
2. Знакомить детей с многообразием природы; растениями различных климатических зон.
Оборудование: презентация.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Растения различных климатических зон“ в старшей группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Словарная работа: ботаники, сообщество, Сибирь, Ледовитый океан, сплошной полог, орхидея, раффлезия, паразит, скудно, тщедушно.
Ход ОД
1. Вступительное слово воспитателя.
Растения не любят одиночества. Они редко растут друг от друга в дали. Чаще они собираются тесными компаниями, большими группами, или, как говорят ботаники, сообществами.
Эту особенность давно уже подметили люди. И каждой такой растительной компании они дали своё, особое имя.
Из глубокой древности пришли к нам слова «луг», «лес», «бор», «степь», «болото». Из далёкой для нас Сибири долетело слово «тайга». С берегов Ледовитого океана ветер принёс слово «тундра».
И эти слова обозначают определённые растительные сообщества.
Учёные открыли закономерности, по которым растения собираются в такие сообщества. А сообщества расселяются по климатическим зонам. Главное условие такого расселения – распределение тепла на земле. Большое значение имеет также величина осадков, количество дождя и снега, выпадающих в течение года в том или ином месте земного шара. А уж вместе тепло и влага уверенно командуют, где какому сообществу жить.
Давайте начнём наше знакомство с растениями разных климатических зон от жарких южных стран на север.
2. Рассказ воспитателя «Где что растёт?»
а). Тропический лес.
Вот тропический лес. Здесь каждая былинка старается стать деревом. Деревья круглый год цветут и плодоносят. Стволы, оплетённые лианами, ветки, вверху густо покрытые листвой, создают царство зелёной тьмы. В тропическом лесу в изобилии и тепло и влага: круглый год около 26 градусов тепла и круглый год идут регулярные дожди. Они наливают за год более двух метров осадков. Если бы эта вода не испарялась и не стекала, она покрыла бы местность слоем более чем в два метра толщиной. Это ли не рай для растений!
Сырость и полумрак царят в тропическом лесу. Деревья тянутся к солнцу, как бы стремятся обогнать друг друга. Наиболее высокие достигают высоты 20-этажного дома. Под ними, на высоте десятого этажа, образуют сплошной полог
более низкие деревья. Их обилие и разнообразие настолько велико, что трудно найти два одинаковых. Ниже расположены кроны ещё более низкорослых деревьев.
Здесь встречаются орхидеи, которые поселяются на стволах и ветках деревьев. Так они приспосабливаются к выживанию в тёмном лесу: внизу под деревьями света не бывает, потому что солнечные лучи не могут пробиться сквозь густые кроны. Прекрасные цветки орхидеи привлекают своим сладким нектаром и ароматом насекомых.
Другие растения приспособились тянуться к свету, обвивая стволы деревьев. Это лианы.
Растёт в тропическом лесу одно из безлистных растений – гигантская раффлезия. У неё самый большой в мире цветок – в поперечнике до полутора метров. Он издаёт ужасный неприятный запах, который привлекает мух. Раффлезия – паразит: она присасывается к корням деревьев и вытягивает из них питательные вещества.
Тропический лес – вечнозелёный. Однако листья на деревьях не вечны, они постепенно заменяются: в любое время года на ветках есть и молодые, растущие листья, и старые, готовые упасть.
- Легко ли путешествовать в тропическом лесу? (Ответы детей: трудно, потому что в тропическом лесу царят сырость и полумрак).
- Какие растения обитают в тропическом лесу? (Ответы детей: орхидеи, лианы, раффлезии).
- Как они приспособились жить в этих условиях? (Ответы детей: орхидеи поселяются на стволах и ветках деревьев, лианы тянутся к свету, обвивая стволы деревьев, раффлезия присасывается к корням деревьев и вытягивает из них питательные вещества).
б). Пустыни.
Пустыни – зона растительной нищеты. Почти до предела скудеет природа. Среди песка и камня лишь кое-где дремлют придавленные зноем метёлочки сухой жёсткой травы да ещё реже – колючие кустарники, которые приспособились жить в жарких пустынях. Так верблюжья колючка научилась доставать воду из-под земли. Её корень проникает на глубину, почти равную высоте двухэтажного дома. Жёсткий стебель и мелкие листья используют воду очень экономно.
Кактусы научились запасать воду. Они сохраняют воду в толстом, мясистом стебле. Снаружи он покрыт воском, не допускающим испарения воды.
А мак сократил время активной жизни. Семечко мака «спит», пока на него не попадёт капля воды. Сразу после дождя мак «просыпается», выпускает росток с листьями и цветком. Он быстро отцветает и даёт новые семена, которые будут ждать нового дождя.
Живительного тепла здесь вволю – в июле обычно жара более 35 градусов, но влаги совсем мало. А что может сделать солнечный луч без капли воды?
- Как растения приспособились жить в суровых условиях пустынь? (Ответы детей: верблюжьи колючки научились доставать воду из-под земли, кактусы научились запасать воду, маки сократили время активной жизни).
в). Леса нашего умеренного пояса.
Это вторая после тропических лесов зона, где природа густо ткёт зелёную одежду Земли. На юге лесной зоны России раскинулись массивы широколиственных богатырей – бука и дуба, а севернее - смешанные леса. В них дуб, липа и клён растут в компании с елью, с берёзовыми и сосновыми рощами.
- Какие растения растут в лесах нашего умеренного пояса? (Ответы детей: дубы, липы, клёны, ели, сосны, берёзы).
г). Тайга.
Тайга – вечнозелёные северные леса, царство мохнатых елей, бронзовых сосен и тонкохвойных лиственниц. Возле Урала к ним присоединяются сибирская пихта и сибирская кедровая сосна, которую неверно называют просто кедром. Со всеми этими солидными лесными старожилами делят компанию лёгкая берёзка, угрюмая ольха, трепещущая осина, разнообразные мхи и лишайники.
Тайга – суровый край, бедный теплом. Лето здесь хоть и жаркое, но короткое, а зимы длинные и самые холодные на обитаемых частях Земли. Иногда трещат морозы под 70 градусов. Да и осадков в тайге меньше, чем в смешанных лесах. Сильные морозы легко пробивают тощий снежный покров и глубоко схватывают почву. За лето она успевает оттаять всего на несколько десятков сантиметров, а ниже остаётся неодолимый слой вечной мерзлоты.
- Какие растения можно встретить в тайге? (Ответы детей: ели, сосны, лиственницы).
д). Тундра.
Тундра – последняя зона растительных сообществ. Здесь и тепла и влаги отпущено так скудно, так мало, что всё растущее тщедушно и слишком маленькое. Деревья норовят обернуться кустарниками: сосны, ивы, берёзы, которых мы знаем стройными, высокими, в тундре сжались, сгорбились, стали низкорослыми и кривыми. Они стелются по земле, жмутся к ней, стремясь использовать слабое её тепло, а зимой укрыться под снегом от морозов и губительных, иссушающих ветров. Ветер гуляет по тундре в полную силу, высасывая с поверхности листьев огромное количество влаги. Восполнить эти потери из почвы растению трудно – вода, лежащая на ледяном пласте вечной мерзлоты, очень холодна и мало недоступна для корней.
Климат тундры суров. За короткое лето очень трудно успеть вырасти растениям. Лишайники – основной корм северных оленей, растут очень медленно. Всего на толщину спички прирастают за год. Кустик высотой меньше одуванчика по возрасту старше ваших родителей. В тундре вместо настоящих деревьев и кустарников растут очень низкие растения: карликовая берёза, полярная ива. Огромные пространства в тундре покрыты мхами и лишайниками.
В тундре солнечный луч и капля воды отпущены по последней, предельной норме. Зелёный наряд тундры очень скуден, а ещё севернее во льдах и снегах исчезает вовсе.
- О каких особенностях климата тундры вы узнали? (Ответы детей: климат суров: холодно, ветрено, влаги мало).
- Какие трудности испытывают растения в тундре? (Ответы детей: растениям не хватает солнечного тепла и влаги).
- Какие растения растут в тундре? (Ответы детей: карликовая берёза, полярная ива, мхи, лишайники).
3. Физкультминутка «Деревья».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны).
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх).
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (Дети машут руками).
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед).
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад).
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем).
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы).
4. Итог.
Сегодня мы говорили о растениях разных климатических зон. Вы узнали, что главное условие расселения растений по климатическим зонам – распределение тепла на земле, также большое значение имеет величина осадков, количество дождя и снега, выпадающих в течение года в том или ином месте земного шара. А уж вместе тепло и влага уверенно командуют, где какому сообществу жить.