Ирина Ларина
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Знакомство с климатическими зонами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста
"Знакомство с климатическими зонами" (Где живут растения)
Воспитатель: Ларина Ирина Алексеевна ГБДОУ Детский сад №100 Невского района СПб
Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонах.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста „Знакомство с климатическими зонами“» размещена в разделах
обучающие: обобщить знания детей о планете Земля; формировать представления о разнообразие природных зон; об особенностях растительного мира;
развивающие: развитие познавательного интереса у дошкольников к окружающему миру; формировать представления о разнообразие природных зон; об особенностях растительного мира; стимулировать активность и любознательность ребенка;
развивать навыки коммуникативно-речевых способностей у детей;
воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, не перебивать, дослушивать до конца, поднимать руку, если готов ответ на вопрос.
Программное содержание: Подвести детей к пониманию того, что есть удивительный мир – мир растений. Познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития в разных условиях: пустыня, вечные снега, моря, тропики.
Формировать представление о многообразии растений; о влиянии среды обитания на их внешнее строение.
Учить сравнивать, выделять признаки; развивать познавательные интересы.
Ход занятия.
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, смотрите, что я хочу вам показать. Недавно я была в ботаническом саду. (Показать фотографии) Там очень красиво и интересно. Кто-нибудь был там?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Для тех кто не был, расскажу, там растут разные растения нашей планеты. Есть огромные кактусы под самый потолок, много пальм, один листок размером с вас. Для них созданы специальные условия, в которых они привыкли жить. Представляете какие необычные там растения! Жаль у нас на улице таких растений не встретишь. Как вы думаете почему?
Дети: Ответы детей. Нас другая погода, климат.
Воспитатель: Правильно ребята. Растения, которые мы встречаем на улице приспособились к нашей погоде, нашему климату. А экзотические растения привыкли к другим климатическим условиям и у нас им будет не комфортно.
А вы хотели бы увидеть эти растения?
Дети: Да.
Воспитатель: Замечательно! Тогда давайте, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие в мир растений. И поможет нам в этом вот один предмет. (Загадка про глобус)
На нём уместилась наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь —в руках унесешь. (Воспитатель берёт глобус)
Что это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Правильно. Кто знает почему он раскрашен разными цветами? Что эти цвета значат?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на глобус, скажите, каким цветом показана растительность на нём?
Дети: Зеленым цветом.
Воспитатель: Я покажу на глобусе место, где мы живем. (показывает указкой) Много ли растений там, где мы живём?
Дети: Да много.
Воспитатель: Какие растения нас окружают? (воспитатель показывает картинки, дети отвечают)
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята много растений знаете.
Но не везде растений много, как в нашем климате
II. Пустыня.
Воспитатель: Посмотрите наш глобус хочет нам что-то показать. Отправляемся в путешествие. (по кругу под музыку подходим к зоне «Пустыни»)
Где мы оказались? Почему здесь нет зеленого цвета? (воспитатель показывает на карте пустыню)
Дети: Это пустыня, Африка. Здесь мало воды.
Воспитатель: Как вы догадались, что это пустыня?
Дети: Окрашена в жёлтый, оранжевый цвет
Воспитатель: Хоть пустыня и не окрашена в зеленый цвет, но там тоже растут растения. (Обратить внимание детей на панно)
Воспитатель: Какие растения растут в пустыне?
Дети: Кактусы.
Воспитатель: Посмотрите какой у меня есть кактус. Хотите посмотреть, как он выглядит под землёй? (показать длинные корни кактуса)
Дети: Да.
Воспитатель: В пустыне растёт кактус под названием верблюжья колючка. Ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому все лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зеленая. Она действительно колючая, но, не смотря, на это, ее охотно поедают верблюды. Поэтому она так и называется.
Воспитатель: Есть ли у кактусов листья?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вместо листьев у кактусов колючки, чтобы не испарялась влага, поэтому ей требуется мало воды.
Воспитатель: Живут ли в России кактусы?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Да живут, но только на подоконнике). На улице кактусы замерзнут и погибнут. Потому что они привыкли к другому климату, где очень жарко.
III. Антарктида
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (по кругу доходим до зоны «Вечные снега») Как здесь холодно! (фоном северные ветра) Где мы оказались с вами?
Дети: В Антарктиде.
Воспитатель: Почему здесь всё белое? (показать Антарктиду на глобусе)
Дети: ответы детей. Здесь только снег.
Воспитатель: Верно, в Антарктиде, действительно, вечные снега. Но и Антарктиде живут растения. Удивительно, растения спят 9 месяцев. Но только пригреет солнце, чуть растает снег, и сразу же в этих местах появляются чудесные растения. Жизнь у таких растений короткая; за три месяца они успевают вырасти и даже зацвести, порадовать Землю своей красотой. (показать растения Антарктиды, находя их под снегом в коробке)
Воспитатель: Скажите, а у нас растения спят?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Как только наступают холода, растения увядают и сбрасывают листья, останавливается их рост. Кажется растения погибли, стали безжизненными. Но корни у них живые и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу служит им снежное покрывало, под ним тепло и уютно. Растения спят и ждут, когда пригреет солнце и они опять будут радоваться жизни.
IV. Моря
Воспитатель: Интересно куда мы с вами попадём? (Идём по кругу, погружаемся на дно морское)
Физкультминутка:
Рыбки плавали плескались
Прохладной водичкой наслаждались.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Воспитатель: Где мы с вами оказались?
Дети: На дне моря, океана.
Воспитатель: Каким цветом показаны моря и океаны на глобусе.
Дети: Синим, голубым.
Воспитатель: Значит здесь нет растений? Как вы думаете?
Дети: Есть, это водоросли.
Воспитатель: Правильно, даже глубоко под водой живут растения. Они также разнообразны, как и растения на суше. Некоторые размером с пылинку, а некоторые достигают в длину десятков метров. Например длиной как наш зал. Одни прозрачные и мягкие, а другие твёрдые, как камень.
Для чего нужны растения под водой?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Водоросли служат пищей многим обитателям моря, некоторые водоросли – Ламинария, люди тоже употребляют в пищу. Они богаты йодом, который необходим нашему организму. Водоросли служат домом для рыб, в них рыбы поменьше могут спрятаться от хищника, или наоборот, в водорослях хищник может затаиться и подкарауливать добычу.
V. Тропические леса
Глобус опять нам хочет что-то показать. (под звуки джунглей дети оказываются в тропическом лесу)
Воспитатель: Посмотрите ребята! Вот здесь – влажный тропический лес. Кто знает где на глобусе расположены джунгли?
Дети: Дети находят тропические леса.
Воспитатель: Чем отличаются растения джунглей от растений пустыни?
Дети: Большими размерами, огромными листьями, толстыми стеблями, растений очень много и т. д.
Воспитатель: Правильно ребята! В тропиках очень благоприятные условия для роста растений – тепло и влажно, там часто идут дожди, дающие силы растениям, вырастать такими большими. Джунгли называются царством растений. Здесь так много растений, что это место называется лёгкими планеты, т. к. растения очищают воздух. Растения стремятся подняться к солнцу, поэтому растения по-разному приспособились к жизни. Посмотрите, что за растения опутали ствола деревьев?
Дети: Лианы.
Воспитатель: Почему лианы опутывают стволы деревьев?
Дети: Тянутся к солнцу.
Воспитатель: Правильно. Вот и мы с вами будем тянуться к солнцу, как растения в джунглях.
Игра «Моталочка»
VI. Итог под музыку возвращаются домой.
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Давайте вспомним где мы сегодня с вами побывали и какие растения увидели? (Игра на фланелеграфе)
Дети: поочерёдно размещают растения в нужной климатической зоне.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все заслужили медаль. (с изображением глобуса)