Наталья Устюгова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в волшебный мир искусства»
▼ Скачать
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Разработала: Устюгова Н. П.
воспитатель высшей категории
Тема занятия: «Путешествие в волшебный мир искусства»
Возрастная группа: старшая
Интеграция образовательных областей:
"Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие".
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие в волшебный мир искусства“» размещена в разделах
Цель: создать оптимальные условия для формирования у детей целостного представления о жанрах искусства (театр, кино, музыка, литература).
Задачи:
1. Образовательные
Уточнить и закрепить представления детей об искусстве, его видах; о роли искусства в жизни человека; вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.
2. Развивающие
Развивать социальные компетенции через знакомые литературные произведения. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.
3. Воспитательные
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.
Словарь:
искусство, кинематограф, театр, жанры.
Оборудование, материалы, ресурсы:
аудио запись мелодии из кинофильма «Приключения Буратино», интерактивная доска, ноутбук.
Кукла Буратино, книга А. Толстой "Приключения Буратино или Золотой ключик", очки затемненные, волчок со стрелкой, колпачки, настольный кукольный театр, конверты с разрезными картинками по сказке А. Толстой "Приключения Буратино или Золотой ключик", сюжетные картинки-кадры из детских кинофильмов, символы.
1. Организационный момент, начало образовательной деятельности включающие:
Создание эмоционального фона занятия. Расширение, уточнение, актуализация имеющегося опыта детей.
Деятельность детей:
Дети включаются во взаимодействие друг с другом и педагогом, принимают активное участие в поиске "Золотого ключика".
Деятельность педагога:
Педагог эмоционально настроен на предлагаемое занятие. Включается в деятельность как партнер, использует методы, стимулирующие интерес детей к предстоящей деятельности: специальные маски, закрывающие глаза, создает атмосферу доверия (дети передвигаются цепочкой, держа друг друга за плечи) под негромко звучащую музыку.
Педагог организует рабочее пространство таким образом, чтобы дети могли общаться. Создает игровую ситуацию, на установление эмоционального контакта, используя кукольный персонаж, Буратино.
Педагог использует методы, стимулирующие интерес детей к предстоящей деятельности: ситуативный разговор, речевую ситуацию активного слушания заинтересовав детей неожиданным приемом – «Отгадай на ощупь».
- Дети, как вы думаете, откуда я принесла для вас куклу Буратино?
- Из Педагогического музея кукол, где была представлена музейная экспозиция по сказке "Приключения Буратино или Золотой ключик", а главный герой этой сказки как мы знаем – Буратино.
- Помните, что в сказке искал Буратино? Предлагаю отправиться вместе с Буратино в волшебный мир искусства на поиски золотого ключика.
- А кто из вас знает, что это значит – "мир искусства"?
- Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.
Примечание:
Звучит песня "Черепахи Тортилы" в аудио записи из кинофильма «Приключения Буратино или Золотой ключик».
Если дети знакомы со сказкой "Приключения Буратино или золотой ключик", то воспитатель предлагает вспомнить, кто такой Буратино.
2. Основная часть образовательной деятельности.
Формирование интереса и потребности к восприятию сказки (придумывание начала сказки на основе знаний о композиции сказки). Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Деятельность детей:
Дети проявляют интерес, во время беседы и игровой ситуации «волчок», отвечают на вопросы педагога, высказывают умозаключения, рассуждают.
С опорой на символы-помощники, дети определяют вид искусства.
Высказывают умозаключения, рассуждают.
Дети активно рассуждают и делают выводы.
Соблюдают правила игры с "волчком", при выпадении одного и того же сектора переходят на следующий сектор по часовой стрелке.
Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.
Дети свободно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения.
Рассуждая, дети, выделяют различие между искусством кино и театра, определяющие дальнейшие действия детей для продолжения игровой ситуации.
Дети с помощью атрибутов перевоплощаются в персонажей театра кукол
Дети выкладывают из отдельных частей паззл целостное изображение "золотого ключика".
Деятельность педагога:
Педагог создает ситуации для обозначения цели и задач предстоящей деятельности с детьми, предлагает возможные способы реализации намеченной цели.
Использует различные методы, стимулирующие интерес детей к дальнейшей деятельности, создавая игровую ситуацию с помощью «волшебного волчка».
Привлекает внимание и интерес детей к символам, обозначающим мир театра, музыки, книги, кино.
Воспитатель предлагает детям в зависимости от выпавшего сектора такие дидактические игры как: "Назови имя персонажа кукольного спектакля", "Найди лишние кадры из кинофильма «Приключения Буратино или Золотой ключик", "Узнай, кому из персонажей литературной сказки А. Толстого «Золотой ключик» принадлежат слова. ", побуждает детей отвечать на вопросы, размышлять, принимать решение и т. д.
Педагог дает положительную установку детям на то, что в игре нужно помогать друг другу, поддерживать эмоционально, высказывать свою точку зрения.
В выпавшем секторе "Мир театра", воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать имена персонажей кукольного спектакля по сказке «Золотой ключик».
В секторе "Мир кино" проводится игра "Найди лишние кадры из кинофильма «Приключения Буратино или Золотой ключик"
В секторе «Мир литературы» дети играют в игру "Узнай, кому из персонажей литературной сказки принадлежат слова. ".
Задача педагога стимулировать детей на высказывание своих мыслей, аргументировать свою точку зрения.
- Мы с вами побывали в мире театра и кино. Чем отличается театр от кино?
- В театре действие происходит на сцене, а в кино – на экране.
- Как появляется такой вид искусства как кинофильм или спектакль?
Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам – и они становятся «Мальвиной» или «Буратино».
При попадании стрелки волчка на сектор «Мир музыки» воспитатель предлагает детям угадать мелодию песни из кинофильма "Приключения Буратино или Золотой ключик".
Предупреждает переутомление детей, используя песню "Буратино" для танцевальных движений.
После игры с «волшебным волчком» в руках у воспитателя оказываются конверты, которые предлагается открыть детям. Таким образом, воспитатель подводит детей к игровому действию – «Собери паззл».
При выполнении всех заданий по секторам дети проводят самопроверку выполненного задания, поддерживая друг друга хлопками в ладоши.
Примечание:
Могут возникнуть две ситуации: дети ответят на вопрос,
могут затрудняться.
И в той и другой ситуации воспитатель предлагает обратиться к иллюстрациям.
Воспитатель обращает внимание детей на различие между театром и кино.
3. Заключительная часть образовательной деятельности:
Подводится итог непосредственной образовательной деятельности, позволяющий определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания.
Деятельность детей:
Дети испытывают эмоциональный всплеск от осознанных совместных действий в коллективной деятельности.
Деятельность педагога:
Педагог поощряет детей давать развернутые ответы, повторяет высказывания детей.
- О каких видах искусства мы сегодня говорили?
(О искусстве кино, тетра, мы слушали музыку, танцевали).
- Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать фотографии из фильмов?
- На память о нашем герое из Педагогического музея кукол, примите его изображения. Пусть золотой ключик откроет вам дверь в мир искусства. Примечание:
Педагог обобщает знания детей о том, что люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства.