Приложение МААМ

Конспект непосредственной образовательной деятельности «По страницам легенд Древнего Урала»

Виктория Исраелова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «По страницам легенд Древнего Урала»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Культура и традиции народов России».

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возраст: подготовительная группа.

Программные задачи:

-развивать познавательную активность в процессе знакомства с культурой и традициями народов России, расширять кругозор детей;

-продолжать учить ориентироваться по карте России;

-познакомить детей с особенностями быта, культуры, традициями башкирского народа,

-учить проводить исследования, размышлять, обобщать результаты опытов;

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „По страницам легенд Древнего Урала“» размещена в разделах

-закрепить умение моделировать предмет из отдельных частей;

-воспитывать уважение к образу жизни, культурным традициям других народов, навыки сотрудничества;

-формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир;

- обогатить лексику новыми словами, учить подбирать родственные слова, закрепить навыки звукового и слогового анализа.

Материалы и оборудование: карта России, эмблемы «путешественников», мультфильм «Гора самоцветов», компьютерная презентация «Обычаи и традиции башкирского народа», набор разноцветных стеклянных камней, карточка – схема «свойства камня», карточки для звукового анализа слов, игровое упражнение «Обведи по контуру», маркеры, разноцветные ленточки, веточка берёзы, силуэты одежды, клей, кисточки, салфетки, разноцветная тесьма, ленты, пайетки.

Ход занятия.

Сегодня особенный день – у нас гости, поздоровайтесь.

Минутка вхождения в день.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Добрый день, Ваня, Ярослав, Аня, Даша, Артур и Дашенька!

Добрый день всем нам!

В. : Вы любите путешествовать? (Ответы). Так я и предполагала! Поэтому подготовила сюрприз. Это «Карта путешествий». Она приглашает всех нас в удивительное место России – на Урал. (Показываю на карте и рассказываю легенду «О великане»).

Легенда : «Давным-давно здесь был лес. Однажды, сюда пришёл великан. Везде, где путешествовал, он сокровища собирал и в пояс складывал. Так много сокровищ у него накопилось, что упал пояс и превратился в высокие горы и назвали их – Уральские. Горы эти легли через всю Россию – от холодного севера до тёплого юга».

(Прошу Ярослава ещё раз показать на карте Урал, а Дашу отметить его символом).

В. : В подземных кладовых Урала есть особые, очень красивые камни-самоцветы. Они издавна ценятся людьми, поэтому называют их драгоценными. (Повтор слова детьми).

В. :- От кого мы узнали о красоте и многообразии самоцветов?

( Ответы: Павел Петрович Бажов родился и жил на Уральской земле).

-С какими сказами Павла Бажова вы знакомы? (Ответы детей)

Артур, вспомни легенду о «серебряном копытце», расскажи её.

Легенда : «Тот козёл особенный был. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет – там появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там много дорогих камней : красных, синих, зелёных – всяких.»

В. :- Попробуем с вами раскрыть секреты этих камней.

- Возьмите каждый по камню. Рассмотрите камни прозрачные или нет, какого они цвета? (Ответы детей)

-:Потрогайте камень, какой он на ощупь – гладкий или шершавый? (Ответы)

-Прислоните камешек к щеке. Подержите немного в руке и опять прислоните к щеке. Что вы чувствуете, стал ли камень теплее, почему? (Ответы)

.-Попробуйте сжать камень в ладони, надавить на него своими пальцами. Поделись, Ваня своими впечатлениями. ( Ответ: камень - твёрдый).

-Предлагаю Ане подвести итог и рассказать с помощью карты-схемы о свойствах камней. (Камни разноцветные, прозрачные, гладкие, могут быть холодными и тёплыми, твёрдые)

В. :- Каждый камень имеет своё название.

Камень синего цвета – сапфир. Если пофантазировать, какое время года он напоминает? (Зима)

-Зелёный камень – изумруд. У какого времени года много зелёного цвета? (Весна)

-Рубин – это камень красного цвета и приносит он с собой (Лето)

И, четвёртое время года …осень напоминают жёлтые топазы.

-Игра «Подбери родственное слово» к слову камень.

(Камешек, каменный, каменщик, каменистый, камнепад, каменка)

-Игра «Камни-самоцветы». Звуковой анализ слов: «Урал, камни, карта»

(С помощью эмблем «Юный путешественник», дети объединяются в мини-группы, в качестве звуковых символов - разноцветные камни, - выполняют звуковой и слоговой анализ).

В. : Я приглашаю вас посмотреть фрагмент мультфильма «Гора самоцветов».

Как вы только что узнали, на Уральской земле живёт много разных народов и среди них – башкиры. По одной из легенд Башкирию называют зелёным берёзовым листочком.

-Игровое упражнение «Обведи по контуру». (Дети обводят географический контур республики Башкирия)

-Рассказ воспитателя и просмотр детьми презентации «Обычаи и традиции башкирского народа». Слайд №1

Слайд №2

В. : Давным-давно началась это история. Однажды, люди искали хорошие пастбища для своих животных. Долго шли они, и вдруг встретили стаю волков. Волчий вожак привёл их на Урал. Люди решили остаться здесь жить и стали с тех пор называть себя башкирами.

- Почему, как вы думаете, они здесь поселились? ( Ответы: здесь красивые луга, большой лес, чистые реки).

В. : «Баш-кир» - значит «главный волк». Они поставили здесь юрты, стали заниматься охотой, разводить пчёл, выращивать лошадей. И появились у них свои традиции, обряды, костюмы, легенды и пословицы.

-Вот одна из них, как вы её понимаете: «Без труда не появится еда»?

(Ответы детей)

- Какую русскую пословицу она напоминает?

( Ответы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

Слайд №3

-Посмотрите, как выглядит юрта – жилище башкир. Сделана она из шерсти

(войлока, деревянных колышков и кожи. Юрта удобна, в ней тепло зимой, прохладно летом, она легко собирается и разбирается, как палатка.

Слайд № 4

Стены и пол юрты украшают ковры, полотенца, красивая одежда. Занавеска разделяет жилище на две части. Правая - женская, левая предназначается для мужчин. На полу юрты спят, едят, здесь же проходят праздники, свадьбы, рождаются дети.

Слайд №5

-Игра «Найди пять отличий».

(Дети находят отличия в жилище русского и башкирского народов, называют их).

-избу рубили из дерева, а юрта сделана из шерсти, кожи;

-в избе есть окна, а в юрте их нет;

-в избе есть стол, лавки, сундук, в юрте мебели нет;

-изба напоминает квадрат или прямоугольник, а юрта круг;

- стены избы не цветные, у башкир юрта украшена рисунком.

Слайд №6

В. : Башкиры очень нежно и трепетно относятся к своей семье: жёнам, детям, они уважают старших по возрасту. Любят принимать гостей и угощать их чаем со сладостями.

Слайд № 7, 8

Каждый год, весной башкиры отмечают праздник «Воронья каша». В честь прилёта ворон устраивают праздник. В этот день красиво одевают детей, на улице разводят костёр и бабушки готовят вкусную кашу. Первая порция полагается воронам, после каша раздаётся всем, кто пришёл на праздник. Все веселятся, поют песни, танцуют, играют в игры.

В. : Какой похожий праздник каждой весной отмечаем и мы с вами?

( Ответы детей: праздник прилёта птиц – «Сороки». Прилетают жаворонки, «приносят весну», из муки пекут птичек, выбегают с ними на улицу, играют, поют весенние песни-заклички).

-Я предлагаю выйти на коврик и взять мячи.

Динамическая пауза. "Солнышко" (с мячами)

Солнышко, солнышко, в небе свети! (Потянуться руками вверх.)

Яркие лучики к нам протяни. (Вытянуть руки вперёд).

Ручки мы вложим в ладошки твои,

(Покружиться на носочках, перекладывая мячи из одной руки в другую)

Нас покружи, оторви от земли.

Солнечный лучик быстро скакал

И на плечо он к ребятам упал.

.(Вытянуть вперед правую руку, медленно согнуть и положить на правое плечо. Проследить движение руки глазами.)

Весело лучик песенку пел.

(Повторить то же самое с левой руки.)

И всех сегодня теплом обогрел.

Солнышко скрылось, ушло на покой.

Мы же на коврик присядем с тобой. (Присесть на ковёр, закрыть глаза)

В. : Представьте себе, что каждый из вас это солнечный лучик, согревающий всё живое на земле. Постарайтесь рассказать про него. Например – я самый большой лучик.

Лучик Даша, а ты? (Я самый жаркий лучик). Лучик Артур (А я самый быстрый). Озорной, весёлый, яркий, тёплый.

Дети открывают глаза, встают с ковра.

Слайд № 9

В. : Башкирский народный костюм яркий и красивый, – настоящее произведение искусства. На его особенности повлияло место жительства - жаркое лето и холодная зима (тёплая, многослойная, жизненный уклад – ухаживали за животными, проводили много времени сидя в юрте (удобная, практичная).

Женщины одевают широкие шаровары, сверху длинное платье с оборками. Поверх платья - фартук или безрукавку – камзол (Повтор слова детьми). Камзол обшивают серебряными монетами, камнями самоцветными, бисером, тесьмой разноцветной. На голове бархатная шапочка, расшитая серебряными монетами.

Слайд №10

Самая яркая деталь женского костюма нагрудник. Он - тяжелый из-за большого количества нашивок: монет, цветного стекла, цепочек. Большое количество украшений в одежде играло роль талисманов, оберегов. Древние башкиры думали, что они уберегут от злых сил и принесут здоровье и счастье.

Слайд № 11

Мужчины поверх широкой рубахи и штанов одевают мужской камзол и лёгкий халат (зимой тёплый). Камзол подвязывают кушаком или поясом. Мужская одежда также украшена серебряными монетами, красивым орнаментом, разноцветной символической вышивкой. Голову мужчин-башкир покрывает тюбетейка – маленькая шапочка.

Слайд № 12

Немного о башкирском орнаменте. Что такое орнамент?

( Ответы: это узор, которым украшают одежду, посуду).

Так, например, круг означает солнце, сердечко - гостеприимство, бараньи рога – плодородие, богатство.

.В. : С какой вышивкой вы уже знакомы? ( Ответы: Орловский спис.)

- Какие цвета и символы использовали мастерицы? ( Ответы: красный, чёрный, синий цвета. Элементы вышивки: «волна», «стожок», «вороний глазок», «зигзаг», «сосна».).

- Предлагаю детям побыть дизайнерами и смоделировать башкирский народный костюм, рассказать, что получилось, найти сходство и различия с русским народным костюмом.

Моделирование одежды

Слайд №13

(Ответы)

-Это красивый, синий, длинный бархатный халат.

-Розовое платье с оборками внизу и камзол. На голове зелёный, яркий платок, так одеваются женщины. На Руси женщины вместо платья носили сарафаны.

- Это мужской костюм. Штаны, рубаха, камзол. Костюм украшен орнаментом, узором. В русском мужском костюме рубаха называется косовороткой, её тоже подпоясывают кушаком.

В. : Где сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные костюмы?

( Ответы: на празднике, в музее, на картинках в книге, в театре)

В. : Ребята, я предлагаю вам поработать в творческой мастерской «Костюм своими руками».

Слайд № 14

Продуктивная деятельность. Девочки украсят нагрудные украшения, а мальчики камзол. Перед вами шаблоны. Украсим их в лучших башкирских традициях.

Самостоятельная работа детей, в процессе которой помогаю детям в выборе цвета, орнамента, в сочетании узора и цвета. Напоминаю детям, что мастерицы создавали красивый орнамент, из-под их рук выходили разные узоры: «бараньи рога», «сердечко», «солнце». Предлагаю детям рассказать о том, что и чем они украшают.

Рефлексия. Есть древний обычай – с приходом весны завязывают яркие ленточки на ветке берёзы. Завязывая ленточку, можно обратиться с пожеланиями к своим друзьям, рассказать, что запомнилось или понравилось.

(Раздаю детям разноцветные ленточки и предлагаю завязать их на заранее подготовленную веточку, произнося пожелания.)

В. : замечательно, что сегодня мы познакомились с трудолюбивым и гостеприимным башкирским народом. Порадовали умными ответами Аня и Даша, Дашеньке желаю быть более смелой в суждениях, Артур здорово отвечал, Ваня и Ярослав были как всегда любознательными. (Завязываю ленточку).

(Дети оценивают друг друга и завязывают ленточку на ветке)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Насекомые на участке» «Насекомые на участке». Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы Тема: " Насекомые на участке" Предварительная.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя семья» Задачи. Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности «В гости к волку» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности «В гости к волку» (по слайдам и моделям) Цель: формирование.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие с гномом» Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Закрепить у детей знания полученные ранее. Ход НОД: Воспитатель:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие с солнышком» Конспект непосредственной образовательной деятельности Камышева Е. А. Тема: «Путешествие с солнышком» Группа: 1 младшая Форма организации:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Профессия «Врач» Конспект непосредственной образовательной деятельности тема: Профессия " Врач" Задачи: Познакомить детей с профессией врач, активизировать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в Знанияляндию» Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Путешествие в Знанияляндию» Подготовительная группа Цель: Закрепить навыки.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Защитники Отечества» Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Защитники Отечества» Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с космосом» Цель: развивать познавательную активность детей, через формирования представлений о космосе. Задачи: • Закрепить представления детей о планетах.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Краски Феи Осени»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Краски Феи Осени» Образовательная область: музыка Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, безопасность, чтение художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «По страницам легенд Древнего Урала»
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 22:03
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности «По страницам легенд Древнего Урала»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Исраелова (УИ 357875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД