Марина Новикова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с космосом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность детей, через формирования представлений о космосе.
Задачи:
• Закрепить представления детей о планетах солнечной системы, о людях, внесших вклад в изучение и покорение космического пространства.
• Обогащать словарный запас детей понятиями: галактика, солнечная система, орбита, планеты, созвездие.
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, давать четкие и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
• Воспитывать чувство сопереживания, желание приходить на помощь к другу, попавшему в беду.
Предшествующая работа:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Знакомство с космосом“» размещена в разделах
• Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле;
• Чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций «Этот загадочный космос»;
Оборудование: записи «Космической музыки» и звукового сигнала SOS, текста для робота (все обращения). Воздушные шары надутые гелием, ширма с космическим изображением, изображение планет для моделирования игрового пространства. Постройки из напольного строительного материала ракет ( по количеству детей: 1 ракета на четыре человека). Фотоаппарат, фонарики на каждого ребенка, бортовой журнал, бейджики с изображением российского флага, компас. Игрушка робот, глобус, макет-пирамида «Вращение Земли вокруг солнца», стакан, лист бумаги.
Ход занятия
1. Создание проблемной ситуации
Воспитатель предлагает детям проверить почту, дети достают из почтового ящика аудиокасету. Воспитатель обращается к детям : «Что это? Интересно, что с ней нужно делать?»
Дети: «Ее нужно прослушать на магнитофоне».
Воспитатель включает кассету для прослушивания, звучит запись «Космической музыки», вовремя исполнения мелодии раздается сигнал SOS. Воспитатель проводит беседу о прослушанном отрывке:
- Какая это музыка? (Космическая).
- Как вы думаете, кто ее мог нам послать? (Инопланетяни, космонавты)
- Что необычного вы услышали в мелодии? (Прозвучал сигнал SOS)
- Что означает этот сигнал? (Кто-то попал в беду, нужна помощь)
Воспитатель обобщает ответы детей: «Я с вами согласна: этот сигнал нам поступил из космоса, и кто-то нуждается в нашей помощи». Спрашивает: «Ребята, а сможем ли мы оказать помощь? (Да). Почему вы думаете, что вы справитесь?» (Мы много знаем о космосе, мы смелые и дружные). Воспитатель уточняет: «Мы с вами станем сегодня космическими спасателями и отправимся в космическую экспедицию. Но с начало надо хорошо подготовиться к путешествию, собрать вещи, которые нам могут пригодиться во время экспедиции. Какие?»
Дети: «Фонарики, потому что в космосе темно. Фотоаппарат, чтобы снимать все интересное, что мы увидим. Бейджики, чтобы все знали, что мы с планеты Земля. Компас, чтобы ориентироваться на местности. Бортовой журнал, чтобы вести записи наших приключений».
Воспитатель: «А на чем мы доберемся до места? (На ракетах, которые мы построили из строителя). Тогда можно отправляться».
2. Игровое упражнение «Найди себе ракету»
Воспитатель: «Ребята, нам нужно разбиться на команды, так как в ракете может сидеть только 4 человека». Дети самостоятельно делают выбор с кем из сверстников лететь.
Воспитатель дает команду: «Занимаем свои места, начинаем обратный отсчет : 10, 9, 8 и т. д. Поехали».
3. Упражнение на релаксацию «Невесомость»
Воспитатель: «Поздравляю экипаж мы прибыли на Луну. Нам предстоит выйти в открытый космос. Всем приготовиться. Нужно отметить время прибытия в бортовом журнале». Дети выходят из ракет и проходят мимо шаров надутых гелием, имитируя невесомость.
Воспитатель определяет по компасу, что они прибыли на место, обращается к детям : «Ребята, компас показывает, что мы прибыли на место. Кто же просил нас о помощи?»
Появляется игрушка робот Шунтик, звучит запись обращения робота : «Спасибо, что откликнулись на мой сигнал о помощи. Беда, погасли звезды, нахожусь в безвыходной ситуации».
4. Игровое упражнение «Зажжем звезды»
Дети подходят к магнитной доске, на которой изображены звезды с номерами, берут фонарики, на которых написаны цифры.
Воспитатель дает инструкцию: «У вас на фонарике имеется цифра. Найдите звезду с такой же цифрой и посветите на нее. Звезды нужно зажечь одновременно. Готовы! На счет три: 1, 2, 3»
Дети освещают звезды, воспитатель уточняет: «Ребята, какие созвездия вы видите?» (Большая медведица, созвездие Лев)
5. Игровое упражнение «Расставь планеты по орбитам»
Робот: «Спасибо, еще одна проблема. Все планеты исчезли с орбиты. Восстановить! Они собрались возле самой холодной планеты»
Воспитатель: «Как называется самая холодная планета?» (Плутоний) Дети подходят к этой планете, достают задание и решают проблему восстановления. Воспитатель: «Как проверить, что мы не ошиблись?» (Сравнить с фотографией)
6. Опыты
«Вращение планет вокруг солнца»
Воспитатель демонстрирует пирамиду-макет «Вращение планет вокруг солнца», двигает диск – «солнца». Дети наблюдают движения планет и делают вывод: движение солнца вращает все планеты на своих орбитах.
«Земное притяжение»
Гравитация-притяжение – это свойство, которым обладают все предметы. Суть гравитации состоит в том, что все тела притягивают к себе другие тела. Например, Земля притягивает к себе все, что на ней находиться и именно поэтому мяч, который мы бросили, падает на землю. Благодаря силе земного притяжения мы можем ходить по Земле, а не улетаем в космос. Если бы не было Земного притяжения, то вся вода выплеснулась из мирового океана, а воздух улетел бы в космическое пространство. Земля окружена атмосферой – воздушной оболочкой, состоящих из различных газов. Сила земного притяжения удерживает атмосферу, воду поверх земли и все что находиться поверх Земли.
Воспитатель берет стакан с водой, поверх стакана кладет лист бумаги, задает вопрос детям: «Выльется ли вода, если перевернуть стакан?». Демонстрирует опыт. Дети делают вывод: вес воды в стакане меньше силы атмосферного давления, которое и придерживает лист вместе с водой. Вода старается упасть вниз, а воздух стремиться попасть во внутрь прижимая лист на ее пути.
7. Поисковый вопрос
Робот: «А почему вашу планету называют «живая Земля»?»
Дети доказывают, что планета Земля пригодна для жизни. (Есть воздух, растения, животные, питьевая вода)
8. Динамическая пауза
Воспитатель: «Шутник, мы немножко устали и предлагаем отдохнуть», – читает текст, дети выполняют движения по тексту.
1 – шагаем,
2 – головою все киваем,
3 – звезды на небе лови,
4 – ноги шире,
5 – присели,
6 – прыжки,
7 – улыбки всем пошли,
8 – глазом подмигни,
9 – руку другу протяни,
10 – и проблемы все реши.
9. Рефлексия
Беседа проходит во время «полета» на ракете:
- Куда летали?
- Что делали?
- Какие задания были трудными?
- Кто из спасателей был более активным и почему?
- Какие задания понравились больше?
Воспитатель предлагает детям свои впечатления от полета выразить в рисунках.