Светлана Баденская
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: По мотивам сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Составила: воспитатель Баденская Светлана Викторовна
Задачи:
- закреплять умение детей находить антонимы;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать умение выделять последовательность основных эпизодов художественного текста;
- учить решать диалектические задачи с помощью диалектической схемы объединения.
Материалы:
Козленок-Иванушка (кукла, квадраты белые, черные, серые, картинки сказочных героев (Иван-Царевич, Иван-Царевич, Царевна-Лягушка, Емеля, Буратино).
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, у нас с вами есть белые и черные квадратики. Мы их с вами используем когда играем в игру «Скажи наоборот». Кто помнит правила этой игры? (ответы детей)
- Да, я называю слово и обозначаю его белым квадратом, а вы называете слово наоборот и обозначаете его черным квадратом. Давайте поиграем.
Игра: «Скажи наоборот»
Грязный – чистый;
Грустный - веселый
День – ночь;
Мокрый – сухой;
Много – мало;
Тяжелый – легкий;
Одинаковые – разные;
Больной – здоровый;
Твердый – мягкий;
Зима – лето;
Полный (стакан) – пустой;
Вперед – назад;
Воспитатель:
- Ой, к нам кто-то стучится! Давайте посмотрим, кто к нам пришел.
Козленок:
- Здравствуйте, ребята, я герой сказки. Отгадайте, какой (ответы детей)
- Да, я братец Иванушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
- Сейчас я проверю хорошо ли вы знаете мою сказку.
Козленок задает вопросы по сказке:
- Назовите героев сказки.
-Куда пошли Аленушка и Иванушка?
- О чем попросил Иванушка Аленушку первый (второй, третий) раз?
- Разрешила ли ему Аленушка сделать то, что он хотел? Почему? Послушался ли он?
- Что случилось с Иванушкой?
- Что произошло потом?
- Что сделала ведьма с Аленушкой?
- Что она захотела сделать с Иванушкой? Почему?
- А что сказал козленок купцу, когда на речку побежал? А на самом деле зачем?
- Что спасло Иванушку? Как удалось спасти Аленушку?
- Что сделали с ведьмой? (ответы детей)
- Молодцы, ребята хорошо знаете мою сказку!
Воспитатель:
- Козленочек! Ребята устали. Мы немного разомнемся, а ты садись за парту.
Физкульминутка.
Воспитатель:
- Ребята, козленочек к нам пришел не просто так. Он хочет чтобы мы помогли ему решить одну очень непростую задачу.
- Выпил Иванушка воду из козлиного копытца и стал козленочком, говориться в сказке. Вот он Иванушка. Как вы думаете, кто он теперь (ответы детей)
- Ваши мнения разошлись – кто-то говорит, что это Иванушка, кто-то, что козленочком. Давайте, если мы считаем, что это Иванушка, обозначим его белым квадратиком, а если считаем, что козленок – черным.
- Кто считает, что Иванушка выпил из копытца и стал козленочком, а мальчиком быть уже перестал? (дети отвечают, почему они так считают)
Когда дети согласятся, что Иванушка окончательно превратился в козленка, воспитатель задает вопрос:
- А как к нему обращалась и относилась Аленушка, как называла его? (Указывая на то, что она понимала, что он не только козленок, но и мальчик.) Так кто считает, что в сказке Иванушка выпил из копытца, но все-таки остался мальчиком?
Если дети согласятся, что все же это был и остался мальчик, воспитатель задает вопрос:
- Ну разве у нас в группе такие мальчики, с копытцами и рожками? Вы уверены, что он остался мальчиком?
- Итак, одни ребята доказывают, то что Иванушка был козленком, а другие – что мальчиком. Кем же он был? (кто-то из детей может догадаться, что он был и мальчиком и козленком одновременно)
Воспитатель предлагает кому-либо из детей обозначить Иванушку-козленка квадратом.
Наверняка дети сначала будут пытаться выбрать один из квадратов – в этом случае воспитатель должен напомнить:
- Все-таки ты считаешь, что он был совсем мальчик? (Если выбирают белый квадрат.)
- Ты считаешь, что он был совсем козленком? (Если выбирают черный квадрат.)
- Я вижу, вы хотите сказать, что квадратик должен быть в одно и тоже время и черным и белым, но не знаете, как это сделать.
Воспитатель предлагает квадрат серого цвета.
После введения значка воспитатель подводит итог:
- Итак, что же у нас будет обозначать серый значок? (ответы детей)
Воспитатель:
- Серый значок обозначает объединение противоположных характеристик - мальчика и козленка – в одном персонаже.
Козленок:
- Хорошо, но у меня есть друзья, такие же сказочные герои, как и я.
На доске появляются персонажи сказок: Царевна-лебедь, Емеля, Царевна-лягушка, Иван-царевич, Буратино.
Козленок:
- Кого из них вы бы обозначили как и меня, серым квадратом (ответы детей).
- Спасибо вам ребята за то, что помогли мне решить такую сложную задачу. Я сегодня узнал очень много интересного, а что узнали вы?
- Ответы детей!
-Да, ребята, есть такие герои-перевертыши, которые объединяют в себе два персонажа: человека и животного, человека и игрушку. Ведь в сказках всегда происходит волшебство и превращения.
- Вы сегодня молодцы, теперь можно поиграть и повеселиться!
Используемая литература:
Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. О. А. Шиян