Григорьева Оксана
«Пряничных дел мастера». Конспект занятия по художественно-декоративному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с приемами украшения пряников с помощью глазури и посыпки.
Задачи:
- обучение основным приемам работы с кондитерской глазурью;
- развитие творческих способностей и воображения;
- воспитание интереса и уважения к истории и культуре родной страны.
Оборудование: салфетки, кисти, глазурь кондитерская, посыпка кондитерская разной формы, народный костюм для воспитателя, сундучок, готовые пряники без росписи и один расписной, аудиозапись русской-народной мелодии.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением пряников, чтение детской литературы о пряниках и истории их создания, загадки, поговорки, изучение элементов росписи пряников.
Ход занятия:
Воспитатель заходит в группу в русском народном костюме под русскую мелодию:
- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Зашла я к вам в гости да не с пустыми руками. Принесла вам чудо-чудное, ароматное да сладкое (показывает сундучок). Лежит в этом сундучке то, что на Руси кушали все от мала до велика. А что это такое, вы узнаете, отгадав загадку:
«Очень ароматные, сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце».
Воспитатель: - Ребята, что это? (ответы детей).
- Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку (воспитатель открывает сундучок и показывает два пряника: один расписанный, а другой нет).
- Ребята, какой пряник вам нравится больше? (ответы детей).
- Но такой красивый пряник в сундучке только один. Вот беда! Что делать-то будем? (ответы детей).
- А вы умеете расписывать пряники? (ответы детей).
- Хотите научиться? (ответы детей).
- Давайте посмотрим историю создания пряников и узнаем, как их расписывали мастера. (Показ презентации).
- Когда-то на Руси пряники называли коврижками или ковригами. Потом в них стали добавлять пряности (корицу, мяту, имбирь, гвоздику, кардамон). С этого дня их стали называть пряниками. Слово «пряник» произошел от слова «пряность». По способу изготовления пряники бывают:
1. Лепные (лепят пряники руками).
2. Печатные (чтобы их изготовить, требуется пряничная доска, специальная форма для пряников).
3. Силуэтные, вырубные или вырезные (фигурки вырезают из раскатанного теста ножом или металлической формой).
- После выпечки пряник раскрашивают разноцветной сахарной глазурью, которая готовится из сахарной пудры, яичного белка и красителей. Узоры состоят из разных линий (прямых, волнистых, точек).
Физминутка.
Ой, качи, качи, качи,
(поочередно касаемся головы, рук, ног)
В голове-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Вот мы руки развели.
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
- Человек, который занимается росписью пряников, называется мастер-художник. А вы хотите попробовать стать такими мастерами-художниками? (ответы детей).
- Выберите из сундучка пряник, садитесь за столы и приступим к работе.
- Берем кисточку и окунаем ее в глазурь любого цвета.
- Наносим линию по контуру пряника (показ воспитателя)
Дети повторяют действие воспитателя
- Затем заполняем контур цветом, делаем базовую заливку (показ воспитателя)
Дети повторяют действие воспитателя
- Далее украшаем пряник декоративными элементами (блестки, шарики, звездочки и т. д.) как вам захочется.
Дети самостоятельно украшают свой пряник
- Почти готово. Осталось только посушить наши пряники.
- Ребята, полюбуйтесь, какие красивые пряники у вас получились!
Дети демонстрируют свои изделия, рассматривают пряники друг у друга.
- Вам понравилось украшать пряники? (ответы детей).
- А что вам больше всего понравилось делать при украшении пряника? (ответы детей)
- Вы настоящие пряничные мастера!
- А теперь по старой русской традиции приглашаю вас испить ароматного чая и попробовать, какие ваши пряники на вкус. Согласны? (ответы детей).
Под веселую музыку дети рассаживаются за столом и начинают чаепитие.