Александра Смирнова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Нарисуем Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
(старшая группа)
Задачи:
1. Расширять кругозор, знания детей об экзотических животных жарких стран.
2. Воспитывать интерес к животным, желание изобразить их, передавая характерные особенности: форму, окраску, строение.
3. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать в работе особенности животных, используя различные нетрадиционные техники рисования: пальчиковая живопись, тампонирование, рисование ладошкой, обрывная аппликация.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию „Нарисуем Африку“» размещена в разделах
- Животные Африки, жарких стран. ИЗО, поделки, рисование
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
4. Продолжать знакомить с искусством графического изображения. Закрепить понятие «художник-анималист».
5. Совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой последовательности.
6. Развивать умение использовать различные художественно-изобразительные материалы : гуашь, акварель, восковые карандаши и их сочетания образу большей выразительности и более точного воплощения замысла.
7. Учить детей создавать сюжетную композицию - размещать животных на панораме африканской саванны. Продолжать развивать навыки и умения коллективной работы.
8. Поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, инициативу, способствовать вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
Развивающая среда : панорама африканской саванны; «Доска выбора»; бумага (разного формата для изображения животных); гуашь, акварельные краски, кисти для рисования, восковые мелки; клеящий карандаш, полоски двусторонней цветной бумаги, ножницы.
Зрительные ряды: изображения котёнка-львёнка-тигрёнка; лошади-зебры-жирафа.
Предварительная работа:
Беседа о животных жарких стран.
Рассматривание репродукций и фотографий с пейзажами Африки.
Знакомство с произведениями художников-анималистов.
Знакомство с внешним видом экзотических животных (фотографии, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия, атласы, энциклопедии и др.).
Составление фигур животных из разных геометрических форм.
Создание коллекции открыток «Животные жарких стран».
Рисование композиционной основы (панорама африканской саванны).
Ход занятия.
1. Организационная часть.
- Ребята, сегодня я расскажу вам историю, которая приключилась с одной девочкой из нашего детского сада. Мама прочитала ей интересную книжку, в которой было много удивительных рассказов про животных. Девочке очень захотелось посмотреть, как выглядят эти удивительные звери. Но, к сожалению, в книге не было картинок. И тогда девочка решила нарисовать этих животных сама. Радостная, она принесла свой рисунок мне. Я посмотрела и удивилась. Что за зверь? И все, кому девочка показывала этот рисунок, улыбались и удивлялись. Девочка очень расстроилась и просит вас помочь ей. Вы готовы? Тогда я покажу вам её рисунок, а вы попробуйте разобраться, в чём дело?
- Вот какой чудо-зверь получился у девочки. (Показываю рисунок, где изображён зверь с туловищем-панцирем черепахи, лапами и хвостом тигра, шеей жирафа, гривой льва и хоботом слона).
- Каких животных вы в нём узнали? Назовите их. Почему же все удивляются, когда видят этот рисунок?
Ответы детей: потому что такого зверя не существует.
- Потому что девочка всё перепутала и соединила абсолютно разных животных.
- А, давайте поможем девочке и нарисуем для неё животных правильно. Для этого мы с вами отправимся в Африку, где всегда солнечно и жарко, и не бывает холодной зимы и снега. Но прежде чем мы туда отправимся, нам необходимо вспомнить, кого из животных мы можем встретить, с кем можем близко познакомиться, с кем следует быть осторожными и кого нужно опасаться и обходить стороной.
Дидактическая игра «Добавь словечко».
(воспитатель называет определение, дети угадывают, что это за зверь).
- В джунглях живут полосатые, хищные…
Дети: Тигры.
- На пальмах прыгают ловкие, длиннохвостые…
Дети: Обезьяны.
- Можно встретить больших толстокожих…
Дети: Бегемотов.
- Сильные гривастые…
Дети: Львы.
- Пугливые, быстрые, полосатые…
Дети: Зебры.
- Пятнистые, длинношеие…
Дети: Жирафы.
- Зелёные, зубастые, для всех опасные…
Дети: Крокодилы.
- Выносливые двугорбые…
Дети: Верблюды.
- Водятся в Африке медлительные, коротконогие…
Дети: Черепахи.
- И ещё огромные, сильные…
Дети: Слоны.
- И ещё много-много удивительных зверей можно встретить в Африке. Мы много рассматривали иллюстраций, фотографий этих необычных животных, поэтому мы очень хорошо знаем особенности их внешнего облика.
- Ребята, а как называются художники, которые пишут о жизни животных? Почему? Мы ещё не рисовали африканских животных. Но вы очень хорошо научились изображать домашних животных. И сегодня вам это очень пригодится. Я подскажу, как, умея рисовать домашних животных, можно научиться изображать африканских зверей.
Вот вам моя первая подсказка.
(Вывешиваю изображения котёнка и тигрёнка).
Вот вам моя вторая подсказка.
(Добавляю картинку с изображением львёнка).
Задание 1 - Найдите отличия между котёнком и тигрёнком. (Уши, цвет, хвост).
(Добавляю картинку с изображением львёнка).
Задание 2 - Найдите отличия между котёнком и львёнком. (Уши, хвост, цвет, грива).
Итак, умея изображать котёнка, вы сможете нарисовать и львёнка, если нарисуете детали по-другому. Кто скажет, какие?
- Умея изображать котёнка, вы сможете нарисовать и тигрёнка, если нарисуете некоторые детали по-другому. Кто скажет, какие?
Вот вам третья моя подсказка.
(Вывешиваю изображения лошади и зебры).
Задание 3 - Найдите отличия между лошадью и зеброй. ( Окрас: полоски, хвост, короткая грива).
(Добавляю картинка с изображением жирафа).
Задание 4 - Найдите отличия между лошадью и жирафом. ( Окрас: пятнистый, хвост, короткая грива, длинная шея).
Итак, умея изображать лошадь, вы сможете нарисовать и зебру, если измените некоторые детали. Кто скажет, какие?
- Умея изображать лошадь, вы сможете нарисовать и жирафа, если нарисуете некоторые детали по-другому. Кто скажет, какие?
-Теперь, ребята, мы готовы помочь девочке. Приступаем к рисованию.
Разминка для пальчиков (см. Приложение).
2. Практическая часть.
Предлагаю ребятам сделать композицию «Африка».
Этапы выполнения работы.
1. Выбор объекта и способа рисования.
- Ребята, выбирайте животного из жарких стран, которое вам нравится на «Доске Выбора», а как его лучше нарисовать, подумаем вместе.
Работа на «Доске Выбора» - детям представляется свобода выбора. По ходу выбора воспитатель предлагает технику рисования в зависимости от возможностей каждого ребёнка. Внимание детей обращаю на то, как по-разному можно нарисовать животное.
2. Рисование животных.
Дети садятся за рабочие столы, где расставлены материалы для изодеятельности. Дети должны уточнить, что именно каждому из них предстоит нарисовать. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает ещё раз вспомнить внешние признаки животных, напоминает цветовой окрас животного, предлагает обвести по контуру основные части животного, а затем рисовать. В процессе рисования с каждым ребёнком обсуждаются возможности выбранной техники.
Графическое задание «Путаница».
Раскрасить картинку по цифрам (каждой цифре соответствует свой цвет) и узнать, кто спрятался на лиане. (Попугай).
Рисунок - мозаика (из рваной бумаги) «Жираф».
Нарисовать Жирафа по трафарету (нетрадиционная техника «оттиск поролоном»). Разорвать полоски коричневого цвета (шириной 1,5см) на небольшие кусочки. Наклеить «пятнышки» на жирафа.
Рисунок – мозаика (из рваной бумаги) «Черепаха».
Нарисовать Черепаху. Разорвать разноцветные полоски цветной бумаги (шириной 1,5см) на небольшие кусочки. Наклеить на панцирь Черепахи кусочки бумаги, чередуя их по цвету. Вырезать силуэт животного.
Рисунок – аппликация «Львёнок».
Обвести по точкам рисунок. Раскрасить львёнка. Сложить заранее приготовленные полоски жёлтого, красного и оранжевого цвета (лучше двусторонней бумаги, шириной 1,5см) «гармошкой» каждую. Развернуть и наклеить полоски по контуру головы Львёнка, чередуя их по цвету.
Рисунок – аппликация «Зебра».
Нарисовать Зебру. Согнуть полоску чёрного цвета (шириной 1.5см, загладить сгиб. Отогнуть полоску обратно и разорвать пополам. Наклеить «полоски» на нарисованную Зебру. Вырезать животное по силуэту.
Рисунок – аппликация «Слон».
Положить левую ладошку на лист бумаги и обвести каждый пальчик руки. Перевернуть рисунок. Дорисовать круглую спину Слона, дорисовать складки на хоботе (большой палец руки, нарисовать глаз и ухо. Бумажную полоску белого цвета (шириной 1,5см) разорвать пополам. Скрутить бивень: одной рукой держать полоску, а пальцами другой – закрутить её. Сделать так же хвост из половинки чёрной полоски. Из кусочков жёлтой бумаги скатать шарики ногти. Все заготовленные детали приклеить на картинку, крепко прижимая их к листу. Вырезать силуэт животного.
Рисунок «Жираф».
Положить левую ладошку на лист бумаги и обвести все пальчики, кроме большого. Перевернуть рисунок. Дорисовать круглую спину и длинную шею, голову, хвост с кисточкой. Прорисовать детали: круглые уши, рожки на голове, глаза, копыта, пятнистый окрас. Раскрасить Жирафа соответственно жёлтым цветом с коричневыми пятнами. Вырезать силуэт животного.
После того, как дети закончили работу над рисунками, предлагается поместить работы на панораму африканской саванны.
А. Крылов написал такое стихотворение:
Как рисунок не раскрашен –
На рисунке лев не страшен:
Можно смело с ним играть,
Вместе кушать,
Вместе спать…
Можно книжку
Взять под мышку –
С этим львом пойти гулять!
А вот если б лев такой
Появился здесь живой:
С настоящими зубами
И с горящими глазами
И такого льва кругом
Обвести карандашом
Да попробовать резинкой
Потереть ещё потом,
Он бы тут как заревел…
Он бы – всё, и книжку б съел!
Приложение.
Физминутка «Обезьянки»
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ-топ!
Правой ножкой: топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх,
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились.
На пол руки положили.
А теперь на четвереньках
Погуляли хорошенько!
Физминутка «Я по Африке гулял»
Я по Африке гулял
И зверей там повидал:
Длинношеего Жирафа
Высотою аж в три шкафа,
Черепаху, Тигра, Льва
И огромного Слона.
Мы с жирафом поиграли:
Ананасы доставали.
С черепахой у реки
Побежали взапуски.
Мы со львом не отдыхали,
Тигра полосы считали:
Раз, два, три, четыре, пять…
Раз, два, три, четыре, пять…
Всех полос не сосчитать!
Со Слоном играли в прятки:
Он нашёлся! Всё в порядке!
Я катался на Слоне…
Жаль, что было всё во сне.
(«Ходим» по столу указательными
и средним пальцами обеих рук.)
(Пальцы рук складываем в кулаки
большие пальцы выставляем вверх.)
(Попеременно соединяем с большими
пальцами все пальцы, начиная с мизинцев.)
(Складываем из пальцев «жирафа».
На второй строчке поднимаем руки вверх.)
(Складываем из пальцев «черепаху».)
(«Бежим» по столу указательными и средними пальцами обеих рук.)
(Складываем из пальцев «льва».)
(Энергично сжимаем-разжимаем кулаки.)
(Загибаем пальцы сначала на одной руке, потом на другой, начиная с мизинцев.)
(Разводим руки в стороны.)
(Складываем из пальцев «слона».)
(Пальцы сжимаем в кулаки, большие пальцы
выставляем вверх пальцы выставляем вверх.)
(Попеременно ударяем
кулаками по столу)