Валентина Сенецкая
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Арифметические задачи на сложение и вычитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание
Задачи:
1. Обучающие: - развивать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к меньшему числу прибавляется большее) и вычитание (вычитаемое больше остатка): при решении задач пользоваться знаками действий плюс (+, минус (-) и знаком отношения равно (=).
- продолжать формировать умение сравнивать предметы по величине
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Арифметические задачи на сложение и вычитание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры.
2. Развивающие: - развивать элементарные представления о времени; различать длительность отдельных временных интервалов (1 час).
3. Воспитывающие: - воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда.
- формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Предварительная работа: чтение романа-сказки Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей" и "Незнайка в Солнечном городе";
- рассматривание иллюстраций к этим книгам.
Методы и приёмы:
- игровой
- наглядный
- практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал. Картинки с изображением машин (на одной картине 2 машины, на другой - 4 машины едут по направлению к 2 машинам); Две картинки: на одной - 7 самолётов на аэродроме, на другой - 5 взлетающих самолётов, ватман с изображением дома, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками, контурное изображение ели, равной по высоте одной из трёх елей у детей, конверт, задания на карточках из письма.
Раздаточный материал. Листы бумаги с моделями для решения задач (2 вида, 10 фишек одного цвета на каждого ребёнка, цветные карандаши, 4 макета часов (на 4 подгруппы детей, контурные изображения елей разной высоты (по 3 штуки для каждого ребёнка; одна из елей равна образцу, карточки с цифрами и арифметическими знаками, счётные палочки; кисточка, клей, тканевая салфетка.
Ход НОД
1. Вводная часть.
-Ребята, вчера к нам в группу пришло письмо. Давайте его откроем и прочитаем.
Дорогие ребята! Скоро в Цветочном городе будет праздник!
Меня попросили сходить на концерт, встретить гостей и
посадить ёлочки, но я не справился.
Помогите мне, пожалуйста!
- Ох, уж этот Незнайка! Не смог справится с заданием. Что же делать?
Ответы детей (Помочь).
- Как бы мы могли помочь? (решить задания)
II. Основная часть.
- Давайте решим все задания и поможем Незнайке.
- Вот эти задания, с которыми не справился Незнайка.
1. Игровое упражнение "Определим время".
Праздничный концерт начинается в 10 часов. А посадка ёлочек будет в 11 часов. Что нужно сделать раньше, сходить на концерт или посадить ёлочки?
-Давайте определим, во сколько начинается концерт? (В 10 часов).
(один ребёнок устанавливает нужное время на макете с часами).
- Короткую часовую стрелку ставим на цифру 10, длинную минутную - на двенадцать. Часы показывают десять часов утра.
- Поделитесь на пары и установите на своих макетах нужное время.
А посадка ёлочек будет в 11 часов.
- Покажите это время на макете. (Короткую часовую стрелку ставим на цифру 11, длинную минутную - на двенадцать. Часы показывают одиннадцать часов утра).
- Что начинается раньше: концерт или посадка ёлочек? (концерт)
На сколько часов посадка ёлочек начинается позже, чем концерт? (на один час).
На сколько концерт начинается раньше посадки ёлочек? (на один час).
- Хорошо, это задание решили. Отправим Незнайке ответ.
2. Игровое упражнение "Составим задачу".
А. На доске 2 картинки: на одной картине 2 машины, на другой - 4 машины едут по направлению к 2 машинам.
- Незнайке нужно встречать гостей. Но он не может сосчитать, сколько в гараже нужно оставить мест для машин.
-Сколько частей в задаче? (две).
-Как называется каждая часть в задаче? (условие, вопрос).
- Сколько чисел должно быть в задаче? (три).
- Посмотрит на картинку и определите, с помощью какого арифметического действия нужно решать задачу. (с помощью сложения).
-Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче.
(На праздник приехало 2 машины с гостями. Потом - ещё 4 машины. Сколько всего машин приехало)
- Какое условие в задаче? (На праздник приехало 2 машины с гостями. Потом - ещё 4 машины.).
- Какой вопрос в задаче? (Сколько всего машин приехало)
- Давайте решим эту задачу с помощью модели, заполните круги соответствующим количеством фишек.
Теперь запишите задачу с помощью цифр и арифметических знаков. (Один ребёнок записывает на доске.)
- Сколько машин сначала приехало? (2)
- Сколько приехало потом? (4)
- Больше или меньше машин стало после того, как приехало ещё четыре машины? (больше).
- Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? (К двум прибавили четыре).
- Сколько всего машин с гостями приехало? (6).
Дети читают: К двум прибавили четыре. Получилось шесть.
2+4=6
Физминутка.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяем руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)
Приседание с хлопками.
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседание, хлопки в ладоши над головой)
Крутим - вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
Б. Игровое упражнение "Составим задачу".
Две картинки: на одной- 7 самолётов на аэродроме, на другой - 5 взлетающих самолётов.
Посмотрите на картинку и определите, с помощью какого арифметического действия нужно решать задачу. (с помощью вычитания).
-Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче.
(На аэродроме было 7 самолётов, пять самолётов улетело. Сколько самолётов осталось на аэродроме?
- Какое условие в задаче? (На аэродроме было 7 самолётов, пять самолётов улетело.).
- Какой вопрос в задаче? (Сколько самолётов осталось на аэродроме?
- Давайте решим эту задачу с помощью модели.
Возьмите цветные карандаши и нарисуйте условие задачи с помощью точек.
Теперь запишите задачу с помощью цифр и арифметических знаков. (Один ребёнок записывает на доске.)
- Сколько самолётов было на аэродроме? (7)
- Сколько улетело? (5)
- Больше или меньше машин стало после того, как улетело 5 самолётов? (меньше).
- Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? (От семи отняли два).
- Сколько самолётов осталось на аэродроме? (2).
Дети читают: От семи отняли два. Получилось пять.
7-2=5
III. Игровое упражнение "Посадим ели".
Незнайке нужно выполнить ещё одно задание. Для озеленения двора возле дома нужно посадить ёлочки. Все ёлочки должны быть одной высоты. Вот такой. (Показ ёлки и "посадка" её возле дома)
- Как узнать высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной меркой).
- Как вы думаете, сколько раз уложиться счётная палочка в высоте ели? (ответы детей).
Один ребёнок измеряет высоту ели.
-Чему равна высота ели? (Двум счётным палочкам).
- Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счётным палочкам).
- Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так ко конца ели.
- Теперь давайте посадим ёлочки вокруг дома. (дети приклеивают ёлочки).
IV. Итоги занятия.
- Давайте вспомним, что мы делали на занятии? (Помогали Незнайке справится с заданиями. Определяли нужное время. Считали машины, самолёты. Решали задачи. Сажали ёлочки.)
- Помогли ли мы Незнайке? (да)
- Все задания выполнили? (да).
- Понравилось ли вам помогать Незнайке?
Я соберу все задания в конверт и отправлю их Незнайке.