Елена Федорова
Конспект занятия по математике «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект занятия по математике
составитьль. Федорова Елена Викторовна.
праграмные задачи : Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
• Закреплять умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом.
Публикация «Конспект занятия по математике „Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание“» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• Продолжать формировать умение определять отрезок прямой линии и измерять его длину по клеткам.
• Развивать представления о величине предметов
Ход занятия
часть. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята! У нас сегодня на занятии гости. Здравствуйте, дорогие гости! Сейчас занятие математики. Прежде чем мы начнем, я хочу поиграть с вами. Игровое упражнение «Круглый год». Дети встают полукругом. Бросаю мяч ребенку и задаю вопрос :
-Сколько месяцев в году?
-Назови весенние месяцы по порядку.
-Назови пропущенный месяц: сентябрь, ноябрь.
-Назови соседей зимы
-Назови осенние месяцы по порядку.
-Какой месяц идет после января?
-Сколько дней в неделе?
-Назови первый день недели
-Предыдущий день вторника
-Назови последующий день среды.
-Назови месяц в который вы пойдете в школу.
Молодцы! А вы хотите ходить в школу? У меня сюрприз – я приглашаю вас в школу. Займите свои места в нашей школе, сейчас прозвенит звонок. Свое место за столом вы узнаете, когда решите правильно вот эти легкие примеры. Торопитесь! Дети рассаживаются по местам. Звонит колокольчик.
Итак мы с вами сейчас будем решать задачу. Слушайте внимательно чтобы ответить правильно.
«У Вани было шесть флажков. Дима подарил ему еще три флажка.
Сколько всего флажков стало у Вани?»
сколько флажков было у Вани?
Сколько флажков подарил Дима?
А теперь ребята давайте составим нашу задачу с помощью счетных палочек.
Ребята как вы думаете на какое арифмитическое действие эта задачва? (+)
а теперь давайте решим еще одну задачу
«Учительница дала школьникам задание принести в школу 5 тетрадей в клетку и 5 тетрадей в полоску». Какую задачу на сложение вы можете придумать? «Ученик принес в школу 5 тетрадей в клетку и 5 тетрадей в полоску.
Сколько тетрадей всего он принес?»
Какой вопрос? Что известно в этой задаче? А что неизвестно? (общее количество тетрадей. Их 10.) . Какое арифметическое действие нужно сделать, чтобы объединить части? (сложение). Кто запишет решение этой задачи у доски?
Ребенок выкладывает цифры и знаки к задаче. Остальные считают на палочках.
Воспитатель уточняет, на какое арифметичекое действие была задача, и объясняет, что в математике есть знак, который обозначает действие сложения, называется «плюс» (показывает карточку со знаком «+»). Затем читает стихотворение:
Я – плюс, И этим я горжусь! Я для сложения гожусь. Я – добрый знак соединенья И в том мое предназначенье. А. Усачев
Воспитатель говорит: «Знак „плюс“ мы поставим между цифрами шесть и три, потому что к шести мы прибавляем три. Шесть плюс три равно девять».
Воспитатель показывает карточку со знаком «=», ставит его перед цифрой 9 и вместе с детьми читает запись. Дети выкладывают «запись» решения задачи под счетными палочками.
Аналогичная работа проводится при решении задачи на вычитание : «У Светы было девять ленточек, три ленточки она отдала Тане. Сколько ленточек осталось у Светы?»
Воспитатель читает детям стихотворение:
Я – минус, Тоже добрый знак. Ведь не со зла я отнимаю, А роль свою лишь выполняю. А. Усачев
Физкультминутка. Пришло время отдохнуть. Дети выполняют движение по тексту упражнения.
Мы считали и устали,
(встать)
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
(похлопать в ладоши)
Ножками потопали, раз, два, три.
(потопать ногами)
Сели, встали, встали, сели,
(два раза присесть и встать)
И друг друга не задели.
(повернуть голову вправо, влево)
Мы немножко отдохнем
(руки выставить вперед ладонями вверх)
И опять считать начнем.
(руки поставить на пояс)
II часть. Дидактическая игра «Неделька».
берут карточки с цифрами (от 1 до 7) и по сигналу воспитателя строятся в ряд, образуя неделю от понедельника до воскресенья.
Затем воспитатель уточняет: «Расскажите, как вы построились. (Дети последовательно называют дни недели.)
Какой день наступает после четверга?
Какой день недели идет потом? (После пятницы.)
Какой день недели идет раньше среды?
Какой день недели наступает после субботы?»
Игра повторяется 2–3 раза под музыку со сменой карточек и дня, от которого надо образовать неделю.
III часть. Игровое упражнение «Украшаем линии».
На доске образец отрезка прямой линии длиной 5 клеток. Воспитатель уточняет у детей:
«Какой длины отрезок?
Скольким клеткам он равен?
В тетради отсчитайте от предыдущего задания слева вниз четыре клетки и поставьте точку. Проведите от нее отрезок прямой линии, равный трем клеткам, пропустите две клетки и нарисуйте еще один такой же отрезок прямой линии и так до конца строчки.
После выполнения задания спрашивау у детей : «Какой длины отрезок прямой линии?
Сколько клеток уложилось в длине отрезка?
Сколько отрезков уместилось на строчке?»
Воспитатель предлагает детям цветными карандашами нарисовать над отрезками крестики, а под ними – кружочки. Показывает, как выполнить задание : крестик (кружочек) в каждой клеточке
IV часть. Игровое упражнение «Мальчик с пальчик».
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены горшок (высота 9 см) и 2 палочки (длина каждой 4,5 см). Объясняет, что раньше на Руси высоту измеряли вершками, и измеряет палочку при помощи полоски бумаги в клетку. Вызванный ребенок считает, сколько клеточек уложилось в длине палочки. Воспитатель поясняет, что 1 вершок равен 9 клеткам, а 2 вершка – 18 клеткам; высота горшка равна 2 вершкам.
Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми показывает величину его персонажей:
Это мальчик с пальчик, Жутко вредный мальчик: (Показывают мизинец.) Если в дом приходит гость, Он подложит гостю гвоздь… То горшок с печи уронит, То в тарелке с медом тонет. (Складывают ладошки «лодочкой».) Бедокурит у меня, Как и вся его родня — Семья большая, бедная И поголовно вредная: Первый мальчик – с пальчик, (Показывают мизинец.) Второй браток – с ноготок, (Показывают ноготь пальчика.) Еще молодец – с огурец, (Большим и указательным пальцами показывают размер огурца.) Да мужичок – с кулачок, (Показывают кулак.) Да еще два дружка – в два вершка, (Картинка с изображением горшка.) Но самый вредный из крошек — Тот вообще с горошек. (Пальцами показывают кружочек.)
Организация окончания занятия. Оценка работ воспитанников. А вам понравилось в нашей школе? Хотели бы еще позаниматься со мной? Что еще бы вы хотели узнать на моих уроках? Вы мне тоже очень понравились! Звенит колокольчик. Можно отдохнуть, это перемена. Пока!