Тина Скрынник
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Народные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с народной игрушкой как одной из форм декоративно-прикладного искусства.
Задачи: создать условия для
расширения представлений детей о значении цвета в народных промыслах;
формирование представлений о классификации цветов и оттенков;
закрепления знаний о разнообразии народной игрушки;
развития у детей познавательного интереса к истории и культуре своего народа;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Народные игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
развития внимания, памяти, обогащения словарного запаса речи;
Интеграция: познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие речи.
Оборудование и материалы: различные народные игрушки; иллюстрации с изображением народных игрушек, дидактическая игра «Цветик-семицветик».
Ход образовательной деятельности
1. Мотивация к деятельности.
Воспитатель: ребята, сегодня к нам в гости пришла Марья – искусница, она хочет познакомить вас с народными игрушками. Внимательно её послушайте и смело задавайте вопросы.
2. Основная часть.
Марья-искусница: здравствуйте ребята, все вы знаете, что игрушки являются важной частью жизни каждого ребёнка, представляете, как бы было скучно жить, если бы у нас не было игрушек. У каждого из вас есть множество игрушек, а вот дети, жившие сто, двести и даже триста лет назад такого количества игрушек не имели, а всё потому, что в те времена не было заводов, которые бы эти игрушки производили. Сейчас я расскажу вам, какими игрушками играли дети в прошлом.
Игрушка, с которой я хочу вас познакомить подробнее, получила название дымковской. Название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.
Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.
Давайте поиграем в игру, я буду кидать вам мяч, а вы мне возвращать его и называть цвета, которые использовали мастера при создании этой игрушки и то, какие чувства они у вас вызывают. (Играют в игру)
Кукла, с которой я хочу вас познакомить дальше – матрёшка. Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными. Автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Посмотрите, какими красками раскрашена матрёшка, как вы думаете, почему художник выбрал именно эти цвета? Какие из них делают матрёшку весёлой? Приятно играть такой яркой игрушкой?
Другим известным народным промыслом славится деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.
Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, только небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Обратите внимание на игрушки, они смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки разнообразные – это и барыни в красивых платьях, крестьянки, наездники на лошадях, солдаты, танцующие пары; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа.
Вы, конечно, заметили, что все эти игрушки яркие, цветные, цвета с разными оттенками. Предлагаю поиграть с «Цветиком-семицветиком».
«Цветик-семицветик»
Задание: используя цвета лепестков «цветика-семицветика» (красный, желтый, синий, зеленый и т. д., составить новые цветы, группируя лепестки светлых и темных оттенков одного цвета.
Существуют и другие игрушки, но о них мы поговорим в другой раз. А сейчас мне пора возвращаться домой, там меня ждут детки, которым я обещала сделать новые игрушки. До свидания, люди добрые.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: давайте проводим нашу гостью, а сами ещё немного задержимся и обсудим нашу встречу. Что нового вы сегодня узнали? Какие цвета мастера использовали для росписи игрушек? Почему они выбирали именно эти цвета?
Воспитатель: спасибо всем за участие!