Наталья Самарина
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Задачи:
- сформировать представление о блокадном Ленинграде;
- обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда;
- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;
- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: мультимедийная аппаратура, аудиозаписи, свеча «Памяти», карта-схема «блокадного кольца».
Активизация словаря: фронт, битва, бой, сражение, медсестра, окоп, отряд, бомбёжка, ранение, полк, атака, блокада, баржа, боеприпасы, снаряды, орудия, заводы, станки, таран, самоотверженно, и др.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Звучит звукозапись песни «Вечный огонь» («От героев былых времён) (музыка Ф. Хозака, слова Агроновича) (из кинофильма «Офицеры»).
Слайд 2
Воспитатель. Город Ленинград до войны, который сейчас мы называем Санкт-Петербургом. Люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, посещали театры и музеи.
Слайд 3
Воспитатель. 22 июня 1941 года на рассвете воскресного дня войска Германии в нарушение договора о ненападении, без объявления войны внезапно вторглись в пределы нашей Родины. Фашистское командование разработало план захвата под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить большую часть нашей страны, уничтожить население. Один из главных ударов они направили на Ленинград с целью полностью уничтожить город (стереть его с лица земли). Началась Великая Отечественная война!
Слайд 4.
Воспитатель. Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние школьники стали солдатами, создав армию народного ополчения. Женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.
Слайд 5
8 сентября 1941 года армия фашистов окружила город почти со всех сторон и подошли к Ленинграду так близко, что могли рассматривать дома и улицы в бинокль. Они ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.
Слайд 6
Воспитатель. Чтобы предупредить жителей города об артиллерийском обстреле или налёте вражеских самолётов (бомбёжках, в городе объявлялась воздушная тревога, звучала сирена, и горожане, захватив с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежищах.
Слайд 7
Рассматривание карты Блокады Ленинграда.
Воспитатель. Посмотрите (карту-картинку, на что это похоже? (Круг, кольцо).
Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.
- Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача).
В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.
Слайд 8
Воспитатель. Бомбёжки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. В пищу шло всё: опилки, жмых, клей. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года, Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще, продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Много трудностей подстерегало шоферов. Днём и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики. А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лёд.
Чтение детьми стихов
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Слайд 9
Воспитатель. На Дороге жизни хорошо знали Максима Твердохлеба. В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям блокадного города на Новый год. Но фашистские самолёты атаковали грузовик. Водителя ранило в руку. Но Максим Твердохлеб довёл машину до берега. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.
Эстафета «Дорога жизни»
- Вы уже знаете, что фашисты минировали наши дороги, и шоферам на военном транспорте приходилось очень осторожно передвигаться, чтобы не взорваться.
Каждому игроку предлагается транспортное средство на верёвочке или одна машинка на команду, необходимо проехать между кеглями не задев их. Побеждает та команда, которая меньше уронила кегель «взорвала мин»
Слайд 10
Воспитатель. Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. Кроме хлеба есть, было, нечего. Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 граммов! Хлеб выдавали по карточкам, он был чёрным по цвету и горьким на вкус. Только наполовину состоял из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли разные примеси: бумагу, древесные опилки, хвою деревьев. Несмотря на круглосуточную работу Дороги жизни, первая зима в Ленинграде стала самой суровой, в ее ходе блокадный хлеб сохранил жизнь сотням тысяч людей, а ведь это были крохи.
Слайд 11
Воспитатель. За время блокады враг причинил Ленинграду огромный ущерб. Водопровод в домах не работал. За водой ходили на Неву.
Слайд 12
Воспитатель. Днём и ночью налетали на город вражеские самолёты. В те дни все узнали о подвиге Алексея Севастьянова.
Многие ленинградцы наблюдали за воздушным боем фашистского бомбардировщика и советского истребителя. У нашего лётчика кончились патроны, но Севастьянов направил свой самолёт на врага и врезался в фашистский самолёт (совершил таран). Вражеский самолёт вспыхнул и полетел вниз.
Дидактическая игра «Подбери признак». Детям предлагается ответить на вопросы:
- Какими словами можно охарактеризовать бой Алексея Севастьянова с фашистским бомбардировщиком? (Воздушный, смелый, яростный, неожиданный, решительный, важный).
- Какими словами можно охарактеризовать военных лётчиков? (Бесстрашные, смелые, храбрые, сильные, отважные).
Слайд 13
Воспитатель. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сёстрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки, помогали в госпиталях, разбирали письма на почте. Многие мальчики и девочки были награждены медалями.
Слайд 14
Воспитатель. Во время блокады животные в зоопарке страдали от голода и умирали. Бегемотиха по кличке Красавица выжила благодаря уходу Евдокии Ивановны Дашиной, которая каждый день носила ей из Невы воду, грела её и устраивала для Красавицы душ.
Слайд 15
Воспитатель. За время блокады враг причинил Ленинграду огромный ущерб. Из строя было выведено здания заводов и фабрик, повреждены жилые дома, школы, больницы. Огромный ущерб был нанесён ценнейшим памятникам истории и культуры — Эрмитажу, Русскому музею, Инженерному замку, дворцовым ансамблям пригородов.
Слайд 16
Воспитатель. К прорыву блокады готовились войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И наконец настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. Утром 18 января 1943 года блокада была прорвана!
Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат. Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой!
Слайд 17
Воспитатель. Голод привёл к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев и воинов Ленинградского фронта похоронены на Пискарёвском кладбище. 9 мая 1960 года на мемориальном Пискарёвском кладбище был открыт архитектурно-скульптурный комплекс, центром которого является скульптура «Мать-Родина». За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети….
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. В честь этой победы был дан артиллерийский салют. Юрий Воронов, поэт-блокадник написал замечательное стихотворении о праздничном салюте в честь снятия блокады.
За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо». Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
Слайд 18
Воспитатель. 9 мая 1945 года наша страна победила в этой войне! За мужество и храбрость детей - героев наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «Доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а в 1945 году выдали паспорта.
Слайд 19
Воспитатель. Мемориал «Разорванное кольцо» открыт 29 октября 1966 года. Две арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. На площадке под арками — следы протектора машин. Рядом с мемориалом также расположены два шара, имитирующих прожектора, а также зенитное орудие.
Рефлексия
Детям задаются вопросы:
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Где проходила Дорога жизни?
3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
4. О каких мемориалах вы узнали?
5. Что вам запомнилось из моего рассказа?