Елена Воронина
Конспект непосредственной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие
Интеграция: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей о зиме.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить знания детей о зиме, зимних месяцах;
2. Дать представления о диких животных, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
Публикация «Конспект непосредственной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
3. Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др, упражнять в образовании притяжательных прилагательных (человеческий,лисий, волчий, заячий, птичий и др)
4. Учить рисовать нетрадиционным способом «рисование тычком»
Развивающие:
1. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
2. Развивать у детей познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога.
2. Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.
Методические приемы: сюрпризный, игровой, словесный, повторение, обобщение, индивидуальная работа,художественное слово, физкультурная минутка, наглядный; показ и объяснения воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрения.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов и загадок о зиме, рассматривание иллюстраций, разучивание игр.
Оборудование: ИКТ презентация «Как звери готовятся к зиме», диких и домашних животных; картина с изображением зверей,гуашь, салфетки, магниты, доска.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение? А чтобы было еще лучше поздороваемся со всем миром и улыбнемся друг другу:
Здравствуй, небо голубое! (Одна рука вверх и вправо)
Здравствуй, солнце золотое! (Другая рука вверх и влево)
Здравствуй, легкий ветерок! (Покачивание рук вверху).
Здравствуй, маленький дубок! (Присесть и показать росточек).
Мы живем в одном краю! (Встать и развести руки в стороны).
Всех я вас приветствую! (Рукопожатие двумя руками над головой).
-Ребята, а какое сейчас время года? (Зима). Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Какой сейчас месяц? (Январь,
а по счету какой? (второй)
Ребята, давайте вспомним зимние приметы.
(Ответы детей: Водоёмы замерзают.
Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.
Все кругом покрыто белым покрывалом - снегом.
Люди надели теплую одежду - на улице стало холодно.
Звери в лесу сменили свои шубки. Некоторые звери впали в спячку.
Зимующим птицам холодно и голодно.)
- Ребята, вы любите путешествовать?
А трудностей не боитесь? Я думаю, у вас большое желание узнать, куда мы отправимся? Для этого нужно отгадать загадку:
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой:
То- еловый, то- дубовый,
То- осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов,
И протоптанной тропинкой,
По нему идут с корзинкой…это (лес.)
-Да, я приглашаю вас в путешествие в сказочный лес. Но сначала надо одеться. А как люди одеваются зимой? (Надевают тёплые вещи: шапка, шубы, пуховики, шарфы, потому что на улице холодно и морозно)
А на чем - мы туда отправимся, я вам загадаю загадку:
Деревянных два коня.
Вниз с горы несут меня,
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней - их жалко,
А для ускоренья бега,
Палками касаюсь снега. (Лыжи)
Правильно, ребята в лес мы отправимся на лыжах.
Вот мы и в зимнем лесу. - Ой, ребята, посмотрите, лежит конверт. Да это письмо от Лесника…
Воспитатель: А вы знаете, кто такой лесник?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель уточняет: Лесник-это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы.
Давайте прочитаем его.
- Здравствуйте, ребята. Я очень ждал встречи с вами. Слышал, что вы очень умные и трудолюбивые детки. Хочу попросить вас помочь навести порядок в лесу. Надеюсь, что вы со всем справитесь.
С благодарностью Лесник.
- Ребята, поможем Леснику наладить порядок в лесу?
Тогда слушайте первое задание.
На опушке лес густой вам откроет двери,
В тишине здесь встретят вас все лесные звери.
-Ребята, посмотрите, здесь не только лесные звери, но и домашние животные. Давайте поможем расселить их. Зверей в лес, а домашних животных в дом (картины с изображением леса и дома все звери и животные перепутаны).
Молодцы, справились с заданием.
Ребята, давайте посмотрим «Что делают звери осенью?» (дети смотрят развивающий мультфильм)
А кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?
Дидактическая игра «Кого и куда спрятала зима в лесу?».
Медведя -(в берлоге); лису-(в норе); волка-(в логове); белочку-
(в дупле) (ответы детей)
Молодцы, ребята, ни разу не ошиблись. Вот мы и справились с первым заданием.
Задание 2:
- Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!
Каждый снежный след затаил в себе секрет.
Мы шли и оставили много следов. Если след оставил человек, значит назовем его как? (человеческий).
Если прошел волк. Как мы назовем след? (волчий).
Если пробежал заяц? (заячий).
След лисы (лисий)
У птицы следы (птичьи).
Дидактическая игра «Следы» (Детям раздаются карточки с изображением животных и с изображением следов животных.)
](во время игры провожу индивидуальную работу)
Молодцы, справились с заданием.
Задание 3:
Игра с мячом «Зимующие и перелётные птицы»
Я называю птиц, а вы возвращаете мяч, называете перелетная
птица или зимующая).
Ребята, в лесу кто-то остался без зимней шубки и нуждается в нашей помощи. Вы знаете кто это? Какую шубку носит заяц летом? А зимой? На улице какое время года? (ответы детей). А зайцы в своей серой шубке выделяются на белом снегу. Что будет с ними, если они не поменяют окраску? (ответы детей)
Давайте поможем им, а то лиса их поймает и съест! Что мы можем сделать, чтобы спасти зайчат? (ответы детей)
Приглашаю пройти к столам.
Дети рассаживаются за столы.
Рассматривание образца. (У зайца шубка белая, теплая, пушистая, мягкая, уши длинные, хвост короткий, черные глаза, нос).
Объясняю последовательность работы. Нужно взять жесткую кисточку, набрать немного краски (на самый кончик) и, держа кисть вертикально прямо, делать тычки внутри контура. В воду кисточку не опускаем. Вода нам нужна только для того, чтобы помыть кисточки после рисования!
Пальчиковая гимнастика
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих руках.
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, Удары ладонями и кулачками поочередно.
Всем тепло, уютно в нем.
Предлагаю приступить к работе.
Напоминаю, как надо правильно сидеть за столом. Провожу индивидуальную работу по формированию технических навыков.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми работы.
-Молодцы, со всеми заданиями вы с легкостью справились. Я думаю, Лесник, очень обрадуется, увидев порядок в лесу.
(Воспитатель предлагает детям встать в круг.)
Ребята, вот и заканчивается наше волшебное путешествие.
- Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
(Ответы детей)
А мне понравилось как вы отвечали и помогали леснику