Анна Уревская
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми саршей группы «Путешествие по сказкам»
Цель: создать условие для речевого развития детей, посредством использования приёмов мнемотехники.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок, развивать актерские способности, умение внимательно слушать вопросы воспитателя и отвечать на них (уровень средняя группа).
- формировать у детей умение передавать содержание сказок с помощью мнемотаблиц.
- развивать внимание и память воспитанников посредством выполнения элементов упражнений.
- воспитывать чуткое, доброе отношение к сказочным героям, желание помочь им в трудной ситуации.
Предварительная работа: чтение и рассказывание русских народных сказок.
Материал: видеописьмо, сундучок, набор игрушек, маски по количеству детей (зайчики, медведь, лисички, мнемотаблицы по героям сказок, слайды с картинками, книги.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационный момент
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Милые друзья!
Видеть Вас сегодня-
Очень рада я!
Давайте, ребята, с вами поздороваемся, повторяйте за мной:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень!
1.1. Воспитатель: – Дети, а любите ли вы сказки? А какие сказки вы знаете? Я их тоже очень люблю, ведь именно сказка ведет нас в мир волшебных приключений и историй.
— Дети, а откуда берутся сказки? (Их составляют писатели, народ)
Воспитатель: Сказки любят все : и взрослые, и дети. Сказки, которые сочинял народ, назывались – народными. Их передавали из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям. А сказки, которые сочиняли писатели, записывали. И книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас. Хотя писатель мог сочинить эту сказку давно. Ребята, а кто рисует иллюстрации к сказкам? (Художник)
Дидактическая игра «Подскажи слово»
Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения.
— Если в сказке есть волшебство, то она (волшебная)
— Если в сказке есть загадка, то она (загадочная)
— Если в сказке есть мудрость, то она (мудрая)
— Если в сказке есть чудеса, то она (чудесная)
— Если в сказке есть добро, то она (добрая)
2. Содержательный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Хотите посмотреть, что там? Давайте посмотрим.
Ответы детей.
Текст письма
«Дорогие ребята! Я-Сказочница из страны Сказок. Я пришла к вам в гости с подарком. Подарок мой лежит на дне волшебного сундучка, который поможет открыть, только Волшебный цветик-семицветик! Вам нужно собрать все листочки. Как только вы их соберёте, подарок мой тотчас возьмёте!». Вы ребята очень дружные и у вас всё получиться!
Воспитатель: Вот так Сказочница! Загадала нам загадку. На сундучке замок непростой, на нём середина от цветочка. Значит, если мы найдём лепесточки, то сможем открыть замок.
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?
Ответы детей
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь.
Речевая игра «По лесной тропинке»
По лесной тропинке
В сказку мы идём.
Цветик-семицветик
Быстро соберём
Веточки берёзки ласково шуршат.
Лес чудес и сказок принимай ребят!
Где ты, лепесточек, найдём тебя, дружочек!
Помоги цветок собрать, все загадки отгадать!
Воспитатель: Ой, ребята, где это мы с вами оказались? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, перед нами сказочный лес! Ребята, посмотрите, лежат предметы – они выпали из своей сказки. Надо угадать из какой они сказки и вернуть их на место.
- Яичко. (Курочка ряба)
- Скалка. (Лисичка со скалочкой)
- Сито. (Федорино горе)
- Самовар. (Мойдодыр)
- А в какой сказке еще самовар встречается? (Муха-Цокотуха, Федорино горе).
- Сумка доктора. (Айболит)
- Мыло и мочалка. (Мойдодыр).
Воспитатель: Молодцы, вы справились и получаете жёлтый лепесток.
Ребята, а давайте попробуем отгадать загадку. Если отгадаете правильно, то узнаем, какого цвета найдё м следующий лепесток:
Большое, но не солнце.
Голубое, но не небо.
На его берегу любят все
Загорать, играть, веселиться. (Море)
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, какого цвета нам нужен лепесток? (синего)
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, вы, наверное, устали, давайте немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Поднимите плечики
Попрыгайте, как кузнечики.
Выше, выше, высоко.
Прыгать на носках легко.
Прыг-скок, прыг-скок,
Стоп.
Сели, травку скушали.
Тишину послушали.
Воспитатель: Молодцы! Вот ваш синий лепесток!
Работа дошкольников с мнемотаблицей по сказке Колобок (Педагог достает и на доске прикрепляет мнемотаблицу к сказке, и дети работают по ней).
— А теперь вспомним ещё одну сказку по волшебной табличке. Какие герои на них изображены? ( ответы детей: лиса, медведь, заяц….)
От кого убежал колобок?
Покатился по дорожке и кого встретил?
Что сказал зайчик, увидев колобка?
Кого еще встретил в лесу колобок?
Кого последним встретил колобок?
Что же случилось с колобком, когда он встретился с лисичкой?
Лисичка какая? (Хитрая, злая).
Почему она злая?
Сколько зверей встретил в лесу Колобок?
Воспитатель: Молодцы. Эту сказку вы знаете хорошо.
Игра "Разложи картинки в ряд"
Ребята, опять нужна ваша помощь, перепутались картинки из сказок.
Игровое действие: дать детям набор перепутанных картинок из сказки и попросить разложить их в последовательности, в одну линию слева направо. Паровозик из картинок. (дети выполняют задание) После выполнения, все вместе проверяют правильность. (Какая сказка)
Молодцы, ребята! За это вы получаете оранжевый лепесток. Отправляемся дальше.
Воспитатель: Ребята, следующее задание у нас на пути
Назвать виды «транспорта», на которых путешествовали сказочные герои».
1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка).
2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).
3. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету).
4. На чем летал Алладин? (Ковер- самолет).
5. Личный транспорт Бабы Яги (Ступа).
Воспитатель: Ребята, а чтобы дорога нас не утомила, давайте поиграем в игру «Две лягушки»
На дороге две лягушки,
Две зелёные подружки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вот здоровья в чё м секрет:
Всем друзьям физкульт привет!
Воспитатель: Подарю своим лягушкам я зелёный лепесток, чтобы вы скорей собрали свой красивенький цветок!
Молодцы, идём дальше, на пути следующее задание- «Доскажи словечко»
Серый волк в густом лесу, встретил рыжую….
А петух с колючим ёжиком, режут сало острым….
Кто в машине знает толк, косолапый, бурый….
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились все, за ваши правильные ответы, даю вам фиолетовый лепесток
Детская деятельность – игровая, двигательная, коммуникативная.
На столе лежат маски для игры.
- На этом задание мы с вами, ребята, немножко поиграем и превратимся в героев сказок.
- Превратимся в героев сказок ребята? (Ответ детей).
- Тогда: раз, два, три – детей в медведей преврати! (Ребята надевают маски)
Воспитатель читает стихотворение, и все вместе выполняют движения, в соответствии с текстом:
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед и в рот его кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
А пчелы налетают
Медведя прогоняют.
(Стихотворение повторяется 2 раза, после каждого предложения объяснение воспитателя).
- Как здорово вы играли ребята! Какие у нас были хорошие медвежата! Теперь: раз, два, три - медвежат в детей обратно преврати (дети снимают маски и кладут их на стол).
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких зайчиков. Раз, два, три - детей в зайчат преврати! (ребята надевают маски зайчат).
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись как стрелки ушки.
Шорох тихий раздается
Кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы
Убегает от беды
Прыгнул вбок и обернулся.
И под кустиком свернулся
Словно беленький клубок
Чтоб никто найти не смог.
- Как хорошо мы с вами играли ребята! А теперь: раз, два, три - зайчат в ребят обратно преврати (ребята снимают маски и кладут на стол).
- А сейчас, ребята, мы превратимся в хитрую лису. Раз, два, три - ребят в лисичек преврати! (ребята надевают маски).
У лисицы острый нос
У нее пушистый хвост
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает
Шубу пышную поглаживает.
Я охотницы до птицы
Кур ловить я мастерица,
Как увижу – подкрадусь
И тихонька затаюсь.
После прыгну и схвачу
Деткам в норку отнесу.
- Молодцы ребята, а сейчас: раз, два, три - лисичек в детей обратно преврати (ребята снимают маски и кладут на стол).
- Понравилось вам быть сказочными героями? Молодцы ребята! За выполненное задание вы получаете голубой лепесток. Но нам нужно торопиться дальше.
Воспитатель: А давайте, мы с вами посчитаем все ли лепестки мы собрали.
Ответы детей
Воспитатель: Нам не хватает одного лепестка. Значит наш сундучок мы не сможем открыть. Может мы с вами что-то забыли?
Ну вот, мы с вами с вами забыли отгадать ещё одну загадку. Отгадаем?
Ответы детей
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё
А ну-ка, скажите-ка имя её?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно! Это, Красная Шапочка! Вот ваш седьмой лепесточек! А теперь, давайте с вами возвращаться в наш детский сад и попробуем открыть сундучок. Но чтобы вернуться, нам нужно сказать волшебные слова, повторяйте:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе мы, в кругу опять.
Крепко за руки держись,
В своей группе окажись!
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу! Молодцы ребята! Вы были дружными, активными и справились со всеми загадками, а теперь давайте откроем сундучок.
Посмотрите, в сундучке книги. Это очень полезный подарок. Давайте скажем спасибо Сказочнице за подарок. И самое главное, мы обещаем: беречь, заботиться, подклеивать, не бросать, аккуратно пользоваться книгами.
На том наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы очень старались и прошли все задания, а теперь ребята, давайте мы с вами нарисуем своего самого любимого персонажа из сказки. А потом вы отдадите рисунки родителям и попросите по рисункам отгадать героя вашей любимой сказки.
Рефлексия
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Скажите, что