Светлана Хамидуллина
Консультация для педагогов «Воспитание предпосылок социальной активности у старших дошкольников с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Наше общество, находящееся в поиске тенденций и путей своего развития, остро нуждается в инициативных, творческих индивидах. Поэтому в современных социально-экономических условиях проблема социальной активности личности становится крайне актуальной. Это связано с тем, что социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отношений. Основы социальной активности закладываются в дошкольном детстве и предполагают умение ребенка сознательно и инициативно включаться в систему общественной жизнедеятельности, умение конструктивно взаимодействовать с окружающими, развитые навыки сотрудничества.
В самом общем плане формирование социальной активности в детстве связано с механизмами социализации, действующими в обществе, одним из значимых элементов, среди которых занимает сотрудничество. Однако при нарушении речи сотрудничество со сверстниками затруднено. В силу того, что сотрудничество основано на вербальной речи как средстве и инструменте воздействия на другого, понимания другого, согласования своих действий и действий другого, ее нарушение затрудняет и все эти процессы. Дефицитарность коммуникативных и коммуникативно-речевых средств при нарушении речи приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов, искажению межличностных отношений, нарушению сотрудничества и, как следствие, к затрудненному воспитанию основ социальной активности [3].
Модернизационные процессы в системе дошкольного образования, реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, нацеливают современного педагога на поиск таких способов построения образовательной работы в дошкольной образовательной организации, которые способствовали развитию самостоятельности ребенка, его инициативности и творчества, активности и гражданской позиции, в том числе ребенка с тяжелым нарушением речи. При таком подходе основы социальной активности, заложенные в детстве, можно рассматривать как инвестицию в благополучное будущее России.
Проблема воспитания социальной активности не нова в педагогике. Отдельные аспекты воспитания этого качества личности рассматривались различными исследователями. Они представлены на слайде.
Однако практика показывает, что при серьезном теоретическом изучении данной проблемы, некоторые ее аспекты недостаточно освещены. Так, например, практически не рассматривается ознакомление с окружающим как средство формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.
Цель нашей исследовательской работы заключается в изучении теоретических и практических аспектов воспитания социальной активности в ознакомлении с окружающим у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.
Первоначально мы определили, что «социальная активность» рассматривается как стремление и умение действовать на пользу общества. В зависимости от отношения окружающих ребенка людей к проявлениям детской активности (позитивного или негативного) формируется инициатива и исполнительность ребенка на том или ином уровне.
Социальная активность ребенка старшего дошкольного возраста проявляется [1]:
в адекватных представлениях о возможных проявлениях социальной активности, как в ситуациях условного характера, так и в реальном пространстве детского сада, в осознании важности своего активного участия в различных социальных отношениях;
в желании участвовать в делах имеющих социально значимую направленность, получении радости и удовлетворения от своей работы на общее благо, неравнодушном отношении к людям и явлениям окружающей жизни;
в проявлении ответственности и настойчивости в достижении требуемого результата при выполнении доступных общественно значимых дел;
в практическом осуществлении социально значимой деятельности, активном поиске путей реализации своих возможностей в этой деятельности, проявлении инициативы, творчества, умении взаимодействовать, сотрудничать с людьми разного возраста.
Развитие личности дошкольника с нарушениями речи имеет свои особенности, типичными для многих таких детей являются повышенная агрессивность, застенчивость, неуверенность в себе, обидчивость, зависимость от окружающих. Характерна фиксация на своих предметных качествах, преобладание оценочного отношения к себе и другим. Излишняя фиксация детерминирует постоянную оценку себя, демонстрацию своих достоинств, самоутверждение.
Особенности вербальной и невербальной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи затрудняют ориентацию в ситуации общения, реализацию коммуникативной функции общения, связанной с обменом информацией (прежде всего ее передачей, часто создавая ситуации неуспеха в общении. Это снижает потребность в общении, общую заинтересованность в социальных контактах старших дошкольников с нарушениями речи.
Теоретический анализ также показал, что основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи в той или иной области [2].
При подборе диагностических методик уровня социальной активности мы выявили, что исследователи выделяют внешние (поведенческий компонент) и внутренние (эмоционально-оценочный и когнитивный компоненты) проявления социальной активности у детей дошкольного возраста [1].
Внешние проявления социальной активности у ребенка определяются в процессе организации педагогического наблюдения за поведением ребенка в познавательной деятельности. По итогам наблюдения осуществляется подсчет индивидуального балла активности, который позволяет определить степень устойчивости активности в деятельности. В ходе выполнения ребенком познавательных заданий и решения познавательных задач, взрослые обращают внимание на особенности проявления активности.
Для оценки внутренних проявлений социальной активности детям предлагаются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. В ходе проведения диагностики им необходимо разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывая, ребенок должен объяснить, куда он положит каждую картину и почему.
Для формирующей работы нами разрабатывался комплекс мероприятий по социальному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром. Он был рассчитан на девять месяцев. В него вошли игры-занятия по окружающему миру, игры на внимание, логику и воображение, опыты, эксперименты, проекты, акции. Неспецифичность операциональных компонентов социальной активности ребенка делает возможным ее формирования в контексте различных видов детской деятельности. В качестве детских видов деятельности мы выбрали: игры, исследования, проекты, составление рассказов, сказок, загадок опыты, акции, занятия и экспериментирование, в рамках которых возможно создание ситуаций, способствующих проявлению познавательного развития детей.
По итогам формирующей работы нами была проведена повторная диагностика социальной активности детей по тем же самым методикам, что и на констатирующем этапе. Диагностика показала, что дети стали чаще играть все вместе во время свободной деятельности, а на познавательных занятиях стали чаще задавать вопросы воспитателям и сверстникам, если возникали затруднения по выполнению заданий. Отмечено снижение тревожности и становление адекватной самооценки у детей. В совместно-взаимодействующих формах дети демонстрируют слаженную работу, а также стремление и умение оказать помощь тем, кто затруднялся в процессе художественно-творческой деятельности. У детей наблюдается стойкое повышение способности активно выполнять задания без непосредственного контроля со стороны взрослого.
Полученные данные позволили нам выявить позитивную динамику развития социальной активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе проведения исследования.
Список литературы
1. Воробьев, Н. Е. К вопросу о критериях социальной активности [Электронный ресурс] / Н. Е. Воробьев // Новая наука: от идеи к результату. – 2015. – № 4. – С. 363-379. – Режим доступа: http://нэб. рф/catalog/000202_000006_1243595/.
2. Леханова, О. Л. Угрозы нарушения общения со сверстниками у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного инклюзивного образования / О. Л. Леханова, О. С. Нетужилова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – № 3 (49). – С. 47-55.
3. Маралов, В. Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте: дошкольник-младший школьник / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. – М. : Прометей, 1990. – 219 с.