Марина Коновалова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Область: познание.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.
Область : познание.
«Обитатели Антарктиды»
ЗАДАЧИ:
- Уточнить и пополнить знания об обитателях Антарктиды, характерном внешнем виде, повадках, питании их приспособленности к суровым холодным условиям жизни;
- Закреплять умения пользоваться картой, планом действий, алгоритмами;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, Область: познание,» размещена в разделах
- Развивать навыки составления описательного рассказа, связную речь;
- Учить работать детей в команде, оказывать взаимопомощь;
- Развивать познавательные способности, расширять кругозор детей;
- Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая;
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
Предварительная работа: рассматривание картинок, фотографий с животными Северного и Южного полюсов, изучение глобуса, отгадывание загадок, разучивание стихотворения, рассказывание о животных с помощью алгоритмов, просмотр мультфильма «Пингвинёнок Лилу».
чтение «Ледокол спешит на помощь» С. Сахаров, аппликация: «Тюлень», рисование «Пингвины».
Материал: игрушка пингвинёнок, наборы «рыболов» (удочки и рыбки с магнитиками, бумажные рыбки на веревочках (по числу детей, веревка с грузом на конце (удочка, макет-сугроб из пенопласта и ваты (место, где спрятался пингвинёнок, глобус, белые простыни для импровизированных сугробов, льдины - сиреневые по числу девочек и голубые по числу мальчиков, схема-алгоритм составления описательного рассказа о животных Антарктиды, белые скатерти на столах, сугробы из белого картона, сложенные треугольником, глобус, аудиозаписи - гр. «Верасы», «В Антарктиде льдины.», релаксирующая музыка, пение китов; разрезные картинки «Сложи голубого кита»,, мигающий светильник для показа северного сияния, карта поиска с номерами пунктов и заданиями, спрятанными в карманах, спортивный рукав, украшенный снежинками, медали по числу детей «Самому умному участнику экспедиции».
Ход НОД:
1. Воспитатель: Ребята, на почту детского сада в группу «Радуга» пришло электронное письмо и поисковая карта (на экране письмо, карта, картинка пингвина). «У нас потерялся пингвинёнок Лилу. Помогите пожалуйста, нам сказали, что в группе «Радуга» самые умные и находчивые дети. Очень ждём. Семья пингвинов. Южный полюс. Антарктида. Большая льдина справа».
2. Поможем, ребята? Как мы узнаем, где находится Антарктида? (нужно взять карту или глобус). Давайте на глобусе найдём место, где мы живём (показ). Посмотрите-ка, а что это на глобусе белого цвета? (показ). Правильно, это Антарктида. Она даже похожа на кусок льда. И вверху глобуса что-то белого цвета. Что это? (Арктика). Ребята, Арктика и Антарктика – это полюса Северный и Южный. Как вы думаете, почему их так назвали? (Северный наверху планеты Земля, Южный внизу). А голубым цветом что изображено? (вода, океаны). А на чем мы отправимся в путь на поиски пингвинёнка? (на корабле, ледоходе). Как мы назовём наш корабль-ледоход? («Смелый», «Вперёд», «Северный», др. ответы). А по какому океану мы поплывём, как вы думаете? (ответы детей). Чтобы узнать, нужно выложить слово из ледяных буковок. Это и будет название океана (дети выкладывают на полу слово «Атлантический»). Ну-ка проверим на глобусе. Правильно, здесь тоже написано «Атлантический»
А что мы оденем, раз мы собрались на Север? ( я надену: … ответы детей. Перечисление зимней одежды).
Садитесь скорее в наш корабль-ледокол (составлен из мягких модулей) и отправляемся в экспедицию на поиски пингвинёнка Лилу (звучит аудиозапись гр. «Верасы», «В Антарктиде льдины.»).
3. Вот мы и в Атлантическом океане. Кто это летит над нами? (на слайдах альбатросы)
«Огромная морская птица.
Штормов и бури не боится.
Им не свернуть её с пути,
Она ведь всё равно летит.
Её чтут боцман и матрос.
А птица эта – альбатрос».
4. Посмотрите, приближается Антарктида – самое холодное место на Земле, царство льда и снега (слайды –Антарктида). Как вы думаете, здесь живут люди? (Люди не проживают здесь постоянно, сюда приезжают геологи, научные исследователи для изучения природы, ещё туристы). А как же животные там живут? Почему им не холодно? (у них толстый запас жира под кожей и густой мех). А это что такое, вы знаете? (айсберг – плавающая ледяная гора). Посмотрите, какой причудливой формы могут быть айсберги (слайды).
5. Ну вот мы доплыли до нужного места. А сейчас нам необходимо перебраться на берег. Для этого мальчики прыгают на голубые льдинки, а девочки на сиреневые. Вот мы и на берегу. Сейчас мы выберем направление по карте. Ох, как холодно! Здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы (звучит аудиозапись ветра, вьюги). Что бы нам сделать, чтобы согреться? (подвигаться).
Физминутка с использованием икт: «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руки, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Посмотрите на карте, что за препятствие мы должны преодолеть (похоже на ледяную пещеру). Значит путь к пингвинёнку лежит через ледяную пещеру. Что это за звуки мы слышим? (аудиозапись - «песни» тюленей).
Что это за странные звери лежат на берегу, как на пляже? Чьё это лежбище? Это случайно не пингвины? (на слайде тюлени? Вы где-нибудь видели таких? (в океанариуме). А чем они отличаются от пингвинов? (на следующем слайде пингвин и тюлень). Давайте сравним их. Предлагаю девочкам рассказывать про тюленей, а мальчикам про пингвинов. Вот вам подсказочка (алгоритм). Дети по очереди рассказывают.
Тюлени бывают коричневого, рыжеватого или серого цвета - пингвины чёрного цвета, а живот и грудь у них белые;
У тюленей дитёныши рождаются – пингвины, как птицы откладывают яйца;
У тюленей нет крыльев - у пингвинов есть крылья, хоть они и не летают;
Тюлени не могут ходить, они передвигаются на животе, подталкивая себя ластами - у пингвинов есть лапы, они умеют ходить вертикально, как люди;
Тюлени живут и на северном, и на Южном полюсах - пингвины живут только на Южном полюсе;
У тюленя есть нос, клюва нет - у пингвинов есть клюв и короткие перья, поэтому он считается птицей, хоть и не умеет летать.
А что общее у пингвина и тюленя?
(И у пингвина, и у тюленя есть под кожей толстый слой жира,, тюлени и пингвины хорошо плавают и ныряют в ледяной воде, живут группами, питаются рыбой).
Молодцы, ребята, нашли отличие и сходство этих необычных животных.
8. Куда же нам дальше идти? На карте под номером 3 обозначено какое-то препятствие (показ на карте). снежная гора, сугроб, снежная крепость). Давайте поищем. Вот и препятствие (скамейка с возвышением, покрытая белой простынью, но мы его преодолеем (звучит аудиозапись - звук метели, вьюги). Перелезаем.
9. Поищите, где-то здесь должен быть пингвинёнок. Ура! Мы нашли его! (на подоконнике макет сугроба со спрятанным внутри пингвинёнком).
Пингвинёнок Лилу (плоскостная фигурка) говорит: «Мы с друзьями играли в снежки, поднялся сильный ветер, и меня засыпало снегом. Вот так я потерялся. Спасибо вам, ребята, что нашли меня!». А вот и папа с мамой (появляются плоскостные фигурки больших пингвинов - макет «Пингвины»).
Ребята, а что у нас для пингвинов то есть? (рыба). Конечно, мы её наловили по пути к вам, дорогие пингвины. А теперь нам пора прощаться, садиться на корабль. Пингвинё нок Лилу: «Спасибо, я так и знал, что в группе «Радуга» самые добрые и умные дети. У нас тоже для вас есть сюрприз. Вы увидите его, когда поплывёте на своём корабле-ледоколе. До свидания, ребята».
Пойдём-те скорее к кораблю - девочки по сиреневым льдинкам, а мальчики по голубым. Интересно, что за сюрприз (дети сели в «корабль»). Посмотрите, как красиво (звучит плавная музыка, мигает светильник разными цветами, на экране слайды с северным сиянием). Кто знает, как называется это удивительное природное явление? (северное сияние). На что оно похоже? (ответы детей). Ученыё ещё до конца не изучили причину этого природного явления, но можно, наверное, сказать, что северное сияние - это радуга не от дождя, а от мороза.
На этом наше путешествие закончилось. В следующий раз я предложу вам отправиться на Северный полюс.