Елена Фильченкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Добрые слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Опубликовано 26.11.2019
Программные задачи: Уточнить и расширить знания детей о вежливых словах и словах-приветствиях. Учить понимать моральный смысл действий и поступков, разрешать простейшие житейские проблемы. Развивать разговорную речь, речь-рассуждение, познавательный интерес к взаимоотношениям людей. Воспитывать умение доброжелательно оценивать поведение сверстника, желание использовать обязательные формы вежливости в общении с людьми разного возраста и социального положения.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Добрые слова“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Материалы и оборудование: наборное полотно, схемы-модели для игры «Системный анализ»; аудио-кассеты со сказками «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух» и другие; материал для игры «Кольца Луллия».
НОД:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас сделали?
- С кем поздоровались?
- Для чего люди здороваются?
- Всегда ли вы здороваетесь?
Ребенок читает стихотворение «Добрые слова»
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Воспитатель: Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о словах-приветствиях. Постараемся узнать что-то новое, уточнить свои знания. Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем этим свое знакомство и выражаем желание продолжать его. «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его добро-желательным.
В словах-приветствиях заключено важное содержание: «Я тебя вижу. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе здоровья, мира, веселья и счастья».
Игра «Системный анализ» слова «Здравствуйте!»
Воспитатель: в прошлом, здороваясь с заканчивающими жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным! " «Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду. «Хлеб да соль!» - говорили тем, кто ест. А вежливый человек должен был правильно ответить. В былинах выражение «Ай ты гой еси, Илья Муромец!». Раньше «Здравия тебе желаю!» мог произносить каждый, теперь так говорят только военные. «Мое почтение!», «Доброго здоровья!»
Что говорят в настоящем? (ответы детей) :«Добрый день!», «Доброе утро!», «Добрый вечер!», «Привет!», «Салют!», "Приветик!», Приветствие "Здравствуйте!» универсально.
Что будут говорить в будущем? (Ответы детей)
Воспитатель: В прошлом люди пожимали друг другу руки (показывали, что в руке нет оружия – пришел с миром) ; приподнимали шапку;офицеры – звонко щелкали каблуками и опускали голову; дамы – реверанс, мужчины целовали дамам руку.
Что делают в настоящем? (ответы детей) : Военные отдают честь. Рукопожатие одной или двумя (большое уважение) руками. Обнимают за плечи. Поцелуй в щечку.
А какие действия будут выполнять, здороваясь, в будущем? (ответы детей)
Воспитатель: Что общего во все времена?
Дети: Улыбка!
Воспитатель: Самое общее в приветствии – это вежливость, доброжелательность. По-этому ничто в человеческом поведении не сочетается с ними так часто, как доброжелательная улыбка. Улыбка – одно из главных выражений человеческого контакта, доброжелательного участия. Это то, чего мы более всего ищем в лице собеседника.
(Стихотворение В. Солоухина читает ребенок)
- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Воспитатель: Поздороваться так, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире» - надо уметь. Как это сделать?
Дети: Улыбнуться!
Воспитатель: У многих народов выбор приветствия зависит не только от возраста, пола и степени близости общающихся. На него влияет и другое, время суток, например, и особенно то, кем является приветствуемый и чем он занят в данный момент. По-разному здороваются с пастухом и с кузнецом, с охотником, который идет на охоту, и с охотником, возвращающимся с добычей, с гостем и с попутчиком, с теми, кто занят работой, и с теми, кто обедает. В каждом случае звучит свое приветствие, особое пожелание. Именно из пожеланий и возникает большинство приветственных формул, поэтому первоначально они должны были быть очень разнообразными.
Игра «Узнай героев сказки»
Воспитатель: Сейчас внимательно послушайте и постарайтесь угадать, кто с кем здоровается. (прослушиваются отрывки из сказок в грамзаписи). Вопросы: - Кто? – Как узнали? - Почему они сказали друг другу «Привет!»? (только близкие друзья пользуются этим приветствием) .
Коллективная подвижная игра
Дети встают в круг. Ведущий – вне круга, ходит, задевая рукой каждого, называя договоренное слово, затем – совсем другое слово ( Например: воробей, воробей, воробей… сорока). тот, на кого указал ведущий с последним словом – оббегает круг, то же и ведущий. Когда они встретятся – должны взяться за руки, присесть, улыбнуться и четко по-приветствовать друг друга и только после этого бежать к освободившемуся месту. Тот, кто прибежал первым – становится ведущим.
Игра «Кольца Луллия»
Дети свободно выбирают любую картинку на двух кольцах и высказывают предположение: как поздороваются данные герои. Задача: уточнить кто здоровается первым, кто первый подает руку для пожатия, какие слова приветствия более всего подходят в данной ситуации, при приветствии называть человека по имени.
Разыгрывание сценок
1. Выбирается мальчик Сережа и два мальчика-хоккеиста. Однажды вышел Сережа на улицу, а там мальчики играют в хоккей. Подошел Сережа к ребятам и сказал: «Привет, мальчики! Можно мне с вами?».
2. Выбирается мама Оли и девочка Таня. Дается ситуация для разыгрывания: Таня должна сходить к Оле домой и пригласить ее к себе в гости. Дверь открывает мама Оли. (Если будет ошибка – проиграть еще раз и обсудить с детьми) .
Вопросы для закрепления материала:
• Встретились ребенок и взрослый. Кто первым должен поздороваться?
• Встретились люди одного возраста. Кто поздоровается первым?
• Нужно ли здороваться с теми, с кем часто встречаешься? (сосед, воспитатель сосед-ней группы, продавец в магазине)
• Ты увидел знакомых в автобусе, но они от тебя далеко. Как поздороваться?
• Ты подошел к двум людям, один из них не знаком. Как поздороваться?
• Вечером за тобой пришла мама. Что ты скажешь ей в первую очередь?
• Ты зашел в группу, где уже много детей.
Итог занятия:
- Ребята, что нового вы сегодня узнали? С каким чувством мы заканчиваем нашу беседу?