Приложение МААМ

Практические приемы формирования элементарных математических представлений о количестве, числе в средней группе

Лариса Четвергова
Практические приемы формирования элементарных математических представлений о количестве, числе в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Практические приемы формирования элементарных математических представлений о количестве, числе в средней группе

Выполнила: Четвергова Л. В.

Повторение пройденного материала младшей группы

Ну что ж, наши детки с успехом справились с учебным материалом младшей группы, подросли и перешли в среднюю. В начале учебного года, мы несколько занятий посвящаем повторению пройденного материала

Вспомнив все действия, у детей появляется потребность точно определять число предметов в группах, дети готовы к усвоению счета.

Обучение счету в пределах 5

Обучение счету должно помочь детям понять цель данной деятельности и овладеть ее средствами. Т. е. только сосчитав предметы можно ответить на вопрос «Сколько?», называя числительные по порядку и соотнося их с каждым элементом группы.

Детям этого возраста трудно одновременно усвоить обе стороны этой деятельности, поэтому обучение рекомендуется проводить в два этапа.

Первый этап – раскрытие цели данной деятельности, на основе сравнения численностей двух групп предметов

- Дети учатся различать группы предметов в 1 и 2; 2 и 3 элемента и называть итоговое число на основе счета воспитателя: на верхней полоске одна ёлочка, на нижней - один грибок (выясняем, сколько ёлочек, сколько грибов, добавляем еще одну ёлочку. «Сколько грибов?» (1, а «Сколько ёлочек?», давайте посчитаем (1 – 2 – считает воспитатель, всего две ёлочки). - Посмотрите, чего больше, ёлочек или грибов? (-) А сколько ёлочек? (2) Кого меньше? (-) Сколько грибов? (1) Ёлочек 2, их больше, грибов 1, их меньше. Какое число больше 1 или 2? Какое число меньше 1 или 2? Как сделать, чтобы ёлочек и грибов стало поровну? (-). Добавляем гриб, считаем: 1 – 2, всего два гриба, 1 – 2, всего две ёлочки, поровну. Добавляем одну ёлочку (те же вопросы). Так добавляя или убирая один предмет, дети начинают понимать, что каждое число обозначает определенное количество предметов.

- так сравнивая две группы предметов, в одной из которых на один предмет больше чем в другой, дети понимают не только то, как можно получить последующее число, но и как можно получить предыдущее число (то удаляем, то добавляем один предмет, каждый раз выясняя, каких предметов больше, каких меньше и обязательно сравниваем числа);

- указывая не только какое число больше, но и какое меньше (2 > 1; 1< 2; 2 < 3; 3 > 2). Отношения > < всегда рассматриваются в связи друг с другом (в ходе работы всегда проговариваем «Чтобы узнать, сколько всего предметов, надо их сосчитать», при этом обращаем внимание на итоговое число (обводим рукой, чтобы дети могли понять соотнесение числа и количество предметов);

- обязательное отражение в речи детей результат сравнения групп предметов и чисел.

Второй этап – овладение счетными операциями

- на втором этапе работы мы в основном упражняем детей в счете предметов в пределах 3, а затем 4 и 5, с первых занятий они, должны понять, как образуется каждое последующее (предыдущее) число, т. е. принцип построения натурального ряда (каждое последующее число больше предыдущего на 1, каждое предыдущее число, меньше последующего на 1);

- дети учатся самостоятельно решать, что надо сделать, чтобы предметов стало поровну, 3 вместо 2 или 3 вместо 4;

-отрабатывая счетные навыки, многократно показываем и разъясняем приемы счета, приучаем вести счет предметов слева – направо, в процессе счета показывать на предметы по порядку, назвав последнее числительное, сделать обобщающий жест (обвести рукой группу предметов); предметы для счета подбираются мужского, женского и среднего рода (для упражнений в согласовании числительных с существительным, различной формы, размера.

Вся работа ведется параллельно: считаем, сравниваем, выясняем, каких предметов, больше (меньше, какое число больше (меньше). В процессе счета, числа не именуются (1-2-3- всего три грибочка). Побуждаем детей, на карточках показывать и называть, где 1, где 2, где 3 и т. д. предмета.

Обучение приемам отсчета предметов

Обучение отсчету предметов начинается с показа его приемов:

- при проведении первых упражнений детям дается образец (карточка с изображением предметов или геометрических фигур, предметы на карточке образце могут быть расположены по – разному (на карточке четыре цыпленка, на счетную лесенку надо поставить столько утят, сколько цыплят на карточке);

- на следующем занятии учим отсчитывать предметы по названному числу (отсчитай и принеси утят, просим ребенка повторить какое количество утят он должен принести;

- затем переходим к составлению двух групп предметов, к запоминанию двух чисел (принеси 3 утёнка и 4 рыбки);

- после того, как ребенок отсчитал заданное количество предметов, ему предлагается расположить отсчитанные предметы в определенном месте (верхняя, нижняя ступенька наборной лесенки; положить на столе справа, слева; расположить на доске вверху, внизу, побуждая детей рассказывать о том, сколько каких предметов и где они расположены, каких предметов больше (меньше) и почему (3 - меньше 4, 4 – больше 3);

- следующее задание для детей – это сделать так, чтобы разных предметов было поровну (уравнять группы предметов любым способом, после таких упражнений дети начинают понимать обобщающее значение итогового числа.

Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков.

- Мы часто сталкиваемся с тем, что дети, пересчитав группы предметов на вопрос «Чего или кого больше?» называют группу предметов большего размера, хотя в ней количество предметов меньше, происходит это потому, что эта группа предметов занимает большую площадь. Внимание детей обращается на то, что число предметов не зависит от пространственных признаков (размера, формы, пространственного расположения, еще раз пересчитываем предметы и уточняем, что число 4 меньше чем число 5, значит больших матрешек меньше, чем маленьких (проверяем на счетной лесенке: на верхнюю лесенку ставим больших матрешек, а на нижнюю маленьких);

- параллельно учим детей понимать и пользоваться словами: слева и справа, вверху и внизу, верхняя и нижняя, далеко и близко;

- постоянно изменяются количественные отношения между группами предметов (в пределах +; - 1предмет, подбирая группы предметов разной формы, размера.

Счет групп предметов, воспринимаемых разными анализаторами

Вместе с наглядно представленных множеств, детей упражняем в счете множеств воспринимаемых:

- на слух (различные звуки воспроизводятся за ширмой, чтобы дети их только слышали, но не видели движений рук);

- на ощупь (считают предметы, помещенные в мешочек, затем проверяем, достаем предметы и вместе с детьми считаем;

- учим вести счет движениям (воспроизводят указанное количество движений по образцу «хлопни столько раз, сколько раз ударит бубен», или по названному числу «топни ногой 4 раза», движения могу быть разнообразными, но не слишком сложные, чтобы не отвлечь детей от счета).

Каждый раз спрашиваем у детей, правильный ли был ответ и почему, они должны контролировать процесс счета.

Заключение

К концу среднего возраста дети могут:

- считать до 5 (на основе наглядности, называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы, относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.

- имеют представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.

- уравнивать, неравные группы предметов двумя способами: добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы лишний.

- отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5; на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве;

- вести счет, сопоставлять множества, воспринятые разными анализаторами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Парочки»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Парочки» Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Парочки" Цель: Продолжать учить детей порядковому.

Игровая ситуация по формированию элементарных математических представлений в средней группеИгровая ситуация по формированию элементарных математических представлений в средней группе НОД: ФЭМП Тема: Занятие №2 Цель: помочь домашним животным построить дом и разобраться во времени суток. Задачи: - Упражнять в сравнении.

Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуреИнтеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Практические приемы формирования элементарных математических представлений о количестве, числе в средней группе
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 09:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практические приемы формирования элементарных математических представлений о количестве, числе в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Четвергова (УИ 616976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД