Светлана Заморохова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Что мы знаем о часах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Что мы знаем о часах»
Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему: «Что мы знаем о часах»
(ФЭМП + ознакомление с окружающим)
Цель:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Что мы знаем о часах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Формировать у детей первичные представления о свойствах предметов, интерес к знаниям о часах через интеграцию образовательных областей : формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим, коммуникация, социализация.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к разным часам;
- закрепить знания по ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и последовательность частей суток, активизировать словарь по теме;
- формировать доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками.
Оборудование: часы настенные, песочные, будильник, наручные, циферблат с подвижными стрелками; карточки с цифрами от 1 до 12.
Активизация словаря: время, будильник, водяные часы (клепсидра, песочные, механические, электронные, секундомер и др.
Методические приемы:
1. Художественное слово.
2. Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу»
3. Познавательный рассказ воспитателя о часах.
4. Опыт с водяными часами.
5 Физкультминутка
7. Зарисовка часов.
8. Итог занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, вы сегодня такие славные, такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие мы веселые:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Посмотрите на ваши лица, они сияют от радости и теплоты, я надеюсь, что это настроение у нас сохранится в течение всего дня.
Ребята я хотела бы с вами познакомимся. Меня зовут Светлана Ивановна, приглашаю вас в музей. Отгадайте в какой музей мы с вами отправимся послушайте загадку –
Ног нет, а хожу, рта нет,
а скажу- когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
Молодцы, правильно в музей часов.
Я буду вашим экскурсоводом. Ребята давайте мы с вами вспомним правила поведения в музее. (в музее не кричат, не бегают, руками экспонаты не трогают.)
Проходите и обратите внимание какие интересные экспонаты представлены в нашем музее.
Я приглашаю вас познакомиться с самыми древними часами. Посмотрите на них. А кто мне может сказать, как они называются? (солнечные часы.)
Послушайте удивительную историю.
Давным - давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть - 1 час.
Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот такое настоящее изобретение! Так человек изобрел циферблат (круг). Такие часы очень долго были у людей на службе, хоть и работали они только в солнечные дни!
А теперь приглашаю вас перейти к следующим часам. Это часы песочные и водяные.
Послушайте еще одну историю. Сципион Назик, очень умный житель древнего города Рима, наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Капли падали кап. кап. кап. кап. Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить, как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!» Вот так в Древнем Риме изобрели водяные часы.
А вот песочные часы, они тоже без стрелок и чем - то похожи на водяные, только вместо воды в них песок, и их все время нужно переворачивать. Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. (3,5,10мин.)
- Как вы думаете, эти часы были удобными?
- Водяными часами сейчас никто не пользуется, а вот песочные можно встретить в больнице, по этим часам люди получают лечебные процедуры,
в лабораториях у химиков, биологов.
Следующая разновидность часов с которыми я хочу вас познакомить – это механические часы. Прогресс идет вперед и люди не останавливаются в своих изобретениях. Они изобретают все новое и современное.
Изобретатель - еще один умный человек придумал часы со стрелками и циферблатом. Правда часы были очень большие, вал - барабан был деревянный и размером с целое бревно, а вместо цепочки на барабан наматывали очень толстый канат с тяжеленными гирями. Часы были настолько громоздкими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.
Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называют механическими.
Потом появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди, по форме они напоминали яйцо. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.
Двигателем таких часов была обыкновенная пружинка.
К тому времени появились часовые мастера - часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку. Одним из представителей часовщиков был мастер - изобретатель Кулибин Иван Петрович.
Ребята, наща экскурсия в Музей Часов подошла к концу, и я бы хотела подарить вам эмблемы часов в благодарность за то, что вы посетили наш музей.
Мне хочется вас пригласить в лабораторию. А кто знает, что такое лаборатория? (помещение, где проводят какие-то исследования, опыты).
А чтобы попасть в лабораторию надо выполнить задания,закрыть глаза и посчитать от 10 до 1.
Теперь надо пройти по стрелочкам и посчитать сколько всего стрелочек.
Дети идут по стрелочкам и каждый считает, затем каждый называет число стрелочек.
Сколько было стрелочек на нашем пути? (12)
Вот мы с вами пришли в лабораторию. Посмотрите у нас здесь есть песочные часы.
Как узнать какой отрезок времени эти часы могут нам показать. (измерить)
Чем можно измерить? (часами, секундамером).
Давайте сейчас это время измерим. (одному ребенку даю секундамер, другой переворачивает часы).
Какой отрезок времени показывают нам эти часы. (1 минуту).
А теперь я предлагаю вам изготовить самые простые водяные часы. (изготавливаем водяные часы.) ребята смотрите у нас вот такой прибор получился. Сейчас давайте нальем в наш сосуд воды и тоже измеряем время за которое вода вытечет из сосуда. Давайте измерим время при помощи песочных часов. (один ребенок наливает воду, другой переворачивает песочные часы).
За какое время вода вытекла из сосуда? (за 1 минуту.)
Молодцы у нас все хорошо получилось.
А теперь посмотрите на эти часы.
Как они называются? (Солнечные).
Давайте посмотрим, как они работают. Фонарик у нас будет заменять солнце (показываю как часы работают).
Ребята послушайте небольшую сказку о часовых.
Сказка о часовых
В стареньких часах-ходиках жили-были две сестрички и брат.
Самую маленькую сестричку звали Cекунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие косички смешно торчали в разные стороны. Раз — и Секунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены. Они всегда брали с собой на тренировки специальный прибор — секундомер и старались опередить Секунду. Но это было нелегко — уж очень она быстро прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!
Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда 60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута делала шаг. Она так не торопилась. Но деловые люди города очень следили за ее шагами и старались за каждый ее шаг успеть что-то сделать. Минута не спешила, и все-таки она шла достаточно быстро.
Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал один. А уж сколько раз успевала Секунда прыгнуть на одной ножке за это время! Час не суетился по пустякам. Но люди говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.
Ну а семь братцев — дней недели — вам хорошо знакомы. Кто из них сегодня дежурит? Некоторые часы для забывчивых людей показывают и день недели, и даже месяц, и год. Но мы-то не забываем, какой у нас месяц и год?
Так что на наших часах мы видим только, как прыгает неугомонная Секундочка, шагает Минута и важно выступает Час. Как сделает шаг, так часы бьют. Вот такая история, друзья.
Показываю детям все на часах. Объясняю где должна стоять часовая стрелка и минутная (например 6 часов).
Ребята, из музея нам передали часы, но предупредили. Что часы сломаны их надо отремонтировать. Давайте посмотрим, что же в этих чаах не так?
(Цифры стоят не по порядку)
Дети исправляют ошибку. Спросить у детей какие соседи у цифр, которые стоят не на своем месте.
Молодцы вы справились с работой и отремонтировали часы.
Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Ходят стрелочки по кругу». В этой игре мы будем с вами стрелочками и будем показывать время.
На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит стихотворные строки.
Мы часы, наш точен ход,
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки и садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой после окончания слов.)
Воспитатель: Пять часов.
(Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12.)
Игру повторить несколько раз.
Восп. - Молодцы, вы хорошо умеете определять время по часам.
Ребята время измеряется еще и сутками.
Назовите части суток. (утро, день, вечер, ночь)
Сколько частей суток? (4)
Что делают утром, днем, вечером, ночью?
А вот мне нравится утро. А знаете почему? Я вам скажу по секрету, уж очень люблю делать зарядку.
Девчонки и мальчишки, а хотите вместе со мной сделать зарядку?
Располагайтесь по удобнее, чтобы друг другу не мешали.
Зарядка «Эй лежебоки, ну-ка вставайте.»
Какие вы молодцы, у вас очень хорошо получается.
Ребятая я вам предлагаю нарисовать часы, которые вам больше всего запомнились. Проходите и присаживайтесь за столы. (детям на выбор дают цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры).
Ребята, какие красивые у вас получились часы? Расскажите мне как они называются.
Дети, а давайте мы с вами наши работы отнесем в музей и пополним коллекцию часов.
Молодцы вы тоже внесли свой вклад, в музее появились новые экспонаты –картины с изображением часов. Я предлагаю вам сфотографироваться на память.
Составила воспитатель Заморохова С. И.