Наталья Белоусова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Царица Соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Царица Соль».
Цель: познакомить детей со способами добычи соли; нарисовать солью сказочные цветы для царицы Соли.
Задачи:
• - дать представление детям о том, как человек добывает соль;
способ шахтный; способ вакуумный; способ озёрный; способ выпаривания соли;
• - формировать представление о соли и её свойствах как о минерале и специи;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе „Царица Соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
• - вовлекать детей в экспериментальную деятельность (соль - белая, сыпучая, сухая, кристаллическая, твёрдая, растворяется в воде, солёная на вкус; придаёт воде дополнительные свойства, увеличивая её плотность, опыт с сырыми яйцами;
• - закреплять представления, в каких блюдах обязательно используется соль;
• - в сказочно-игровой форме создать условия для рисования солью;
Оборудование:
Ноутбук, экран для просмотра презентации, микрофон, аудиозапись классической музыки, магнитная доска, иллюстрации готовых блюд, разные виды соли в пачках и на тарелочках, инструментарий необходимый для экспериментирования, лупы, листы акварельной бумаги с нарисованными карандашом цветами, клей ПВА, кисточки для клея, емкости для клея, салфетки, емкости с цветной морской солью.
Предшествующая работа:
Чтение сказки Бажены Немцовой «Соль дороже золота». Работа в рамках проекта «Волшебный сыпучий матерьял» рисование солью на тему : «Сказочные облака» - знакомство с морской солью, приемы рисования солью по клеевой основе, приемы окрашивания соли акварелью, «Белый кролик»- рисование солью экстрой. «Букет ромашек» - рисование каменной солью, отработка приёмов окрашивания соли. Знакомство с загадками и поговорками о соли. Экспериментирование с солью. Разучивание физминутки: «Морская игра». Беседа на тему: «Что вкусного готовит мама, какие блюда не готовят без соли?» Беседа на тему: «Где в природе живёт солёная вода?»
Ход занятия.
Педагог сообщает детям, что их в гости ждёт сказочная Царица и приглашает в музыкальный зал. А что за Царица детям предстоит это угадать в зале. В зале отгадываем загадку:
Белоснежная Царица
Ею каждый дом гордится.
На столе она нужна,
Без неё еда пресна.
Скука без неё и боль,
И зовут Царицу –.
(Соль).
2 Слайд.
На большом экране появляется сама Царица Соль. Воспитатель приглашает детей к экрану. (дети занимают места на ковре у экрана).
- Здравствуйте ребята! Я прибыла к вам из моря океана, с острова Буяна. Меня зовут Царица Соль, и сегодня я хочу пригласить вас в свои соляные владения, вы хотите совершить со мной путешествие? (ответы детей). Сегодня мы с вами узнаем, как добывают соль!
3 Слайд.
Это моя соляная шахта, в ней залегают большие пласты соли, здесь работают мощные подземные комбайны, которые добывают соль шахтным способом, они рубят - измельчают соль с помощью отбойных молотков, которые держит железная рука.
4 Слайд.
Вот так выглядит железная рука, которая рубит соль, посмотрите, сколько на ней металлических проворных молоточков. Они мои труженики.
5 Слайд.
А это тоже моя соляная шахта, в ней работает машина комбайн, который добывает соль вакуумным способом. Этот комбайн сверлит в соляных пластах очень глубокие отверстия, и заливает в отверстия воду, соль растворяется с водой, а потом машина выкачивает из отверстия воду вместе с солью, а другая машина из солёной воды выпаривает воду и таким способом получают соль под названием Экстра.
6 Слайд.
А здесь мы видим озёрный способ добычи соли, прямо из соляного озера, большие машины ссыпают соль в белые соляные тереконы (соляные горы).
7 Слайд.
Соль залегает прямо на дне озера. Из озера её достают специальные машины и прямо на берегу озера её ссыпают.
8 Слайд.
А здесь мы можем увидеть, как соль получают способом выпаривания. Выпариванием на солнце под открытым небом. И выпариванием в специальных железных чанах на соляном заводе.
9 Слайд.
Вот я вам и рассказала о четырёх видах добычи соли о шахтном, вакуумном, озёрном и способе выпаривания. Понравились вам, мои соляные угодия? (ответы детей). (Портрет Царицы Соль остается на большом экране)
Воспитатель: Ребята не только умеют внимательно слушать, но и любят играть в игры, давайте покажем Царице Соль нашу игру.
Физминутка: «Морская игра»
Ходят волны на просторе,
Взволновалось наше море. } (повторяем 2 раза ходим по кругу имитируем движение волн).
Морская фигура замри,
Не резвись. (проигрываем три раза).
В морскую звезду превратись. (дети изображают звёздочку).
В морской коралл превратись. (дети изображают морское растение).
В соль морскую превратись. (дети садятся, обнимают себя руками имитируя камень).
Воспитатель: Вот мы и поиграли, а мы о соли тоже кое-что знаем, да еще и любим экспериментировать. (Воспитатель приглашает детей к экспериментальному столу).
Экспериментирование с солью :
1. Опытным путём устанавливаем что соль :
-белая по цвету;
-сухая на ощупь;
- твёрдая;
-состоит из кристаллов;
-сыпется – сыпучая;
-растворяется в воде;
-на вкус солёная;
2. Опыт с соленой и пресной водой и сырыми яйцами (показывает воспитатель, а дети помогают).
• В пресной воде яйцо утонуло;
• В соленой воде яйцо плавает, не тонет. Почему не тонет? (потому, что у солёной воды выше плотность, чем у пресной).
• А в какой воде легче плавать? В пресной или солёной? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, что вкусненькое нам готовят наши мамы, используя соль. Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают, что на них изображено, называют названия блюд и продуктов.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам открыть одну тайну, почему Царица Соль, никогда не улыбается. Оказывается, прекрасной Царице Соль никто никогда не дарил волшебных прекрасных цветов. Нам бы надо как-то помочь прекрасной Царице, что вы предлагаете? Дети решают нарисовать сказочные цветы цветной солью и подарить Царице Соли.
Рисование солью :
• Самостоятельная деятельность детей;
• Индивидуальная работа с детьми;
• Фронтальная работа (при необходимости);
Итог занятия:
• Выставка работ детей;
• Вопросы к детям;
- что сегодня мы узнали нового? (Ответы детей).
- какими способами добывают соль? (Ответы детей).
- соль, она какая? (Ответы детей).
(Дети отправляются в группу, чтобы своим друзьям рассказать, что они узнали нового в гостях).