МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Чтение ненецкой сказки»

Тайбери Лариса
Конспект непосредственно образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Чтение ненецкой сказки»
▼ Скачать

Тема занятия: Чтение ненецкой сказки «Почему рыбы живут в воде».

Цель занятия: ознакомление детей с ненецкой сказкой «Почему рыбы живут в воде», формирование эмоционального отношения к прочитанному.

Задачи занятия:

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности старшего дошкольного возраста „Чтение ненецкой сказки“» размещена в разделах

Образовательные : продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы; формировать умения понимать главную идею сказки, правильно оценивать поступки героев; совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту сказки.

Развивающие: развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов; развивать познавательную и речевую активность;

способствовать развитию произвольного внимания, слуховой памяти.

Формы, методы и приемы: художественное слово, вопросы к детям, беседа по содержанию сказки, презентация, физкультминутка, рефлексия.

Словарь: чум, стойбище

Ход занятия

Организационно-мотивационный этап.

Встаньте дети, встанете в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за ручки возьмемся

Если каждый улыбнётся –

Сказка новая начнётся.

Воспитатель: Замечательно! Мы подарили друг другу улыбку, от которой стало светлее, теплее и уютнее.

Основной этап

Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живем?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, мы с вами живем на Севере. Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой сказкой «Почему рыбы живут в воде».

Ответьте на вопрос, какие народы населяют тундру?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ханты, ненцы, манси, селькупы – коренные жители Севера. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство.

То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?

Ответы детей.

Воспитатель. (показывает макет чума). Живут в стойбищах в чумах. Чум ставится из шестов (длинные палки, покрытие шьют из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.

Ребята, какие бывают сказки? (народные и авторские). Почему сказки называют народными? (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается).

Сказки бывают : Волшебные, про животных и бытовые.

Воспитатель: Ребята, послушайте такие выражения и скажите, где вы можете встретить такие выражения: Жила бедная женщина; Жили два брата, два человека; Жила однажды девушка; Очень давно это было.

Дети: (ответы)

Воспитатель: Правильно, ребята, эти выражения встречаются в ненецких сказках.

Физкультминутка

Северный олень

Целый лес на голове - Руки над головой скрещены, показываем рога

В январе и в сентябре. – Вместе с «рогами», делаем небольшие наклоны

Стройный северный олень - в стороны. Ходьба в произвольном направлении

Ходит в тундре целый день. – с высоким подниманием ног.

Воспитатель: У народов Севера есть свои песни, танцы, а еще они очень любят рассказывать сказки. Я познакомлю вас с ненецкой сказкой.

Сказка называется «Почему рыбы живут в воде».

Давно это было. В ту пору рыбы ещё на земле жили, как все.

Однажды Рыбка заболела. Лежит она и стонет:

— О-ох! О-ох! Слушал, слушал Сынок Рыбки и вышел из чума помощи искать. Видит: на суку сидит Старая Ворона. Она тоже заметила малыша и говорит:

— Сынок Рыбки, почему ты такой печальный?

— Мать заболела. Не знаю, что делать.

— Не печалься, — говорит Ворона. — Хочешь, я тебе помогу? Я вылечу мать. Только ты не заходи в чум, если мать кричать будет. Это вместе с криком начнёт выходить из неё болезнь. Понятно?

— Как не понять? — отвечает Рыбкин Сынок. И остался на улице.

А Старая Ворона зашла в чум, видит: в углу лежит Рыбка, тяжело дышит. Чешуя от жира блестит. «Вкусная!» — думает Ворона, а сама спрашивает:

— Почему ты лежишь?

— Да вот, заболела, — отвечает Рыбка.

— Хочешь, я тебя вылечу? — спрашивает Ворона.

— А как?

— А вот так! — и Ворона сильно клюнула Рыбку.

Рыбка испугалась да как закричит:

— Сынок, где ты? Ворона меня съесть хочет!

Кинулся Сынок в чум и прогнал Ворону. Она рассердилась, что не смогла Сынка обмануть и съесть Рыбку, и созвала подруг. Стали они Рыбку с Сынком со всех сторон теснить. Метались то туда и сюда да вдруг — плюх в воду. И не утонули. Никто их не съел, и самим лакомства вдоволь. С тех пор и стали рыбы жить в воде. И хорошо живут.

Заключительный этап

Как заканчивается эта сказка?

1. Как называется сказка?

2. В ту пору где жили рыбы?

3. Кого увидел сынок Рыбы на суку?

4. Почему ворона рассердилась?

5. Правильно ли поступил сынок Рыбки?

6. Почему стали рыбы жить в воде.

Как вы думаете, что чувствовал сынок Рыбы, когда болела мать?

Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

7. Чему учит эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, ребята! Надо всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми. Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы.

Список литературы

Автор: И. Истомин Ненецкие сказки стр 13 (2 изд.)

Издание: ООО» Спецкнига», Россия, г. Москва 115280, 1-й Автозаводской проезд, дом 4, 2008-24с

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Играем с круглой компанией» Задачи: Образовательные: -формировать познавательные действия (сравнение, обобщения, классификация, анализ и синтез). -закреплять умения.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Программное содержание. Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание» Цель: Расширять представления детей о продуктах питания и их значении для человека выделять правила здорового питания, развивать умение.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФКЦМ для старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФКЦМ для старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Цель: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах; Задачи: Развивающие: - закрепить умения детей отвечать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике «Путешествуем по сказке» по сюжету сказки «Три медведя» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике. Тема занятия: «Путешествуем по сказке» (по сюжету сказки «Три медведя»).

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Подсолнух»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Подсолнух» Цель: вызвать у детей интерес к процессу рисования, учить ритмом мазков дорисовывать изображение подсолнуха. Материал; мольберт, картинки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Путешествие в музей Гигиены". Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Тема: «Чтение рассказа Н. Носова.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебная песочница» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебная песочница» с детьми среднего дошкольного возраста .

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Чаплыгин. Конспект образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Чтение ненецкой сказки»
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 18:07
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Чтение ненецкой сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Тайбери Лариса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД