Тайбери Лариса
Конспект непосредственно образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Чтение ненецкой сказки»
▼ Скачать
Тема занятия: Чтение ненецкой сказки «Почему рыбы живут в воде».
Цель занятия: ознакомление детей с ненецкой сказкой «Почему рыбы живут в воде», формирование эмоционального отношения к прочитанному.
Задачи занятия:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности старшего дошкольного возраста „Чтение ненецкой сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные : продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы; формировать умения понимать главную идею сказки, правильно оценивать поступки героев; совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту сказки.
Развивающие: развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов; развивать познавательную и речевую активность;
способствовать развитию произвольного внимания, слуховой памяти.
Формы, методы и приемы: художественное слово, вопросы к детям, беседа по содержанию сказки, презентация, физкультминутка, рефлексия.
Словарь: чум, стойбище
Ход занятия
Организационно-мотивационный этап.
Встаньте дети, встанете в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за ручки возьмемся
Если каждый улыбнётся –
Воспитатель: Замечательно! Мы подарили друг другу улыбку, от которой стало светлее, теплее и уютнее.
Основной этап
Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живем?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, мы с вами живем на Севере. Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой сказкой «Почему рыбы живут в воде».
Ответьте на вопрос, какие народы населяют тундру?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ханты, ненцы, манси, селькупы – коренные жители Севера. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство.
То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?
Ответы детей.
Воспитатель. (показывает макет чума). Живут в стойбищах в чумах. Чум ставится из шестов (длинные палки, покрытие шьют из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.
Ребята, какие бывают сказки? (народные и авторские). Почему сказки называют народными? (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается).
Сказки бывают : Волшебные, про животных и бытовые.
Воспитатель: Ребята, послушайте такие выражения и скажите, где вы можете встретить такие выражения: Жила бедная женщина; Жили два брата, два человека; Жила однажды девушка; Очень давно это было.
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, ребята, эти выражения встречаются в ненецких сказках.
Физкультминутка
Северный олень
Целый лес на голове - Руки над головой скрещены, показываем рога
В январе и в сентябре. – Вместе с «рогами», делаем небольшие наклоны
Стройный северный олень - в стороны. Ходьба в произвольном направлении
Ходит в тундре целый день. – с высоким подниманием ног.
Воспитатель: У народов Севера есть свои песни, танцы, а еще они очень любят рассказывать сказки. Я познакомлю вас с ненецкой сказкой.
Сказка называется «Почему рыбы живут в воде».
Давно это было. В ту пору рыбы ещё на земле жили, как все.
Однажды Рыбка заболела. Лежит она и стонет:
— О-ох! О-ох! Слушал, слушал Сынок Рыбки и вышел из чума помощи искать. Видит: на суку сидит Старая Ворона. Она тоже заметила малыша и говорит:
— Сынок Рыбки, почему ты такой печальный?
— Мать заболела. Не знаю, что делать.
— Не печалься, — говорит Ворона. — Хочешь, я тебе помогу? Я вылечу мать. Только ты не заходи в чум, если мать кричать будет. Это вместе с криком начнёт выходить из неё болезнь. Понятно?
— Как не понять? — отвечает Рыбкин Сынок. И остался на улице.
А Старая Ворона зашла в чум, видит: в углу лежит Рыбка, тяжело дышит. Чешуя от жира блестит. «Вкусная!» — думает Ворона, а сама спрашивает:
— Почему ты лежишь?
— Да вот, заболела, — отвечает Рыбка.
— Хочешь, я тебя вылечу? — спрашивает Ворона.
— А как?
— А вот так! — и Ворона сильно клюнула Рыбку.
Рыбка испугалась да как закричит:
— Сынок, где ты? Ворона меня съесть хочет!
Кинулся Сынок в чум и прогнал Ворону. Она рассердилась, что не смогла Сынка обмануть и съесть Рыбку, и созвала подруг. Стали они Рыбку с Сынком со всех сторон теснить. Метались то туда и сюда да вдруг — плюх в воду. И не утонули. Никто их не съел, и самим лакомства вдоволь. С тех пор и стали рыбы жить в воде. И хорошо живут.
Заключительный этап
Как заканчивается эта сказка?
1. Как называется сказка?
2. В ту пору где жили рыбы?
3. Кого увидел сынок Рыбы на суку?
4. Почему ворона рассердилась?
5. Правильно ли поступил сынок Рыбки?
6. Почему стали рыбы жить в воде.
Как вы думаете, что чувствовал сынок Рыбы, когда болела мать?
Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
7. Чему учит эта сказка?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, ребята! Надо всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми. Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы.
Список литературы
Автор: И. Истомин Ненецкие сказки стр 13 (2 изд.)
Издание: ООО» Спецкнига», Россия, г. Москва 115280, 1-й Автозаводской проезд, дом 4, 2008-24с