Ольга Торбеева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Секреты Зимушки-Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Активизировать словарный запас (иней, метель, мороз). Учить получать знания о свойствах снежинок в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
• расширять представление детей о зиме, её признаках;
• совершенствовать умение детей отгадывать загадки;
• упражнять в подборе определений к заданному слову.
Развивающие:
• помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы;
• активизировать словарь детей;
• развивать познавательный интерес, слуховую и зрительную память, творческое воображение.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Секреты Зимушки-Зимы“» размещена в разделах
Воспитательные:
• воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Коррекционные:
• развивать умение давать полный ответ, слышать и слушать товарища.
Образовательные области: интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин, отгадывание загадок, чтение художественной литературы.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, письмо, разрезные картинки «Снежинки», карточки зеленого и красного цвета.
Словарная работа: «святой воздух», «сиверка».
Методические приемы и методы:
• словесные: вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;
• наглядные: оформление выставки художественной литературы по теме;
• игровые: игра «Собери снежинку».
Педагогические технологии:
• интерактивная (постановка проблемной ситуации в виде загадки в начале занятия, ее разрешение. Постановка проблемы побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание).
• здоровьесберегающая (проведение динамической паузы в виде этюда для профилактики утомления, развития двигательных навыков и навыков взаимодействия между детьми).
• технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания).
• информационно-коммуникационная (сопровождение занятия презентацией).
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки! Я сегодня к вам пришла, много радости принесла. И хочу ею с вами поделиться. Давайте возьмёмся за руки и друг другу улыбнёмся (дети смотрят друг на друга и улыбаются).
(Слайд 2) Воспитатель: Сегодня я сороку повстречала, письмо она мне передала. А сорока ведь птица – знатная, принесла письмо приятное. А чтобы узнать от кого оно нужно отгадать загадку. Готовы?
Запорошила все дорожки,
Раскрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Слайд 3)
Воспитатель: Про кого эта загадка?
Дети: Про зиму.
Воспитатель: Верно ребята, молодцы!
Воспитатель: А после, какого времени года приходит к нам Зима?
Дети: После осени.
Воспитатель: Назовите мне зимние месяцы.
(Слайд 4) Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Верно. Пришла зима, кругом бело - много снегу намело… (Элементы ТРИЗа: Игра «Хорошо-плохо»)
(Слайд 5) Воспитатель: Посмотрите ребята внимательно на картинки и скажите, чем же Зима прекрасна?
Дети: Можно кататься на санках, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу, снеговика, играть в снежки, скатываться с горки, любимый праздник новый год, радость от вида пушистого белого снега и т. д. (выкладываем карточки зеленого цвета)
Воспитатель: Неужели все хорошо зимой? (ответы детей) (Слайд 6) А что плохо?
Дети: Холодно, день короткий, можно поскользнуться, упасть, получить травму, можно замерзнуть и простыть, очень опасно, когда сильные снегопады. (выкладываем карточки красного цвета, подсчитываем сколько нашли хорошего и плохого)
(Слайд 7) Воспитатель: Что происходит зимой в природе?
Дети: Идёт снег, деревья стоят голые, снежинки, метель, пурга, мороз, люди одеваются в тёплую одежду, многие птицы улетели в тёплые края, прилетели снегири.
Воспитатель: Да ребята, зима пришла, укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем. Зима - красивое время года?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Вы хотите отправиться в царство к Волшебнице Зиме? Но чтобы оказаться в её снежных владениях, надо отгадать загадки.
(Слайд 8) Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз). (Слайд 9)
(Слайд 10) В белом бархате деревья –
И заборы и кусты.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … (иней). (Слайд 11)
(Слайд 12) Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег). (Слайд 13)
(Слайд 14) Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
Я землю белым снегом
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима). (Слайд 15)
(Слайд 16) Воспитатель: А вот и сама красавица зима! Она приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота!
Воспитатель: Как можно описать словами зимний воздух?
Дети: Тихий, прохладный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.
Появляется слайд, изображающий метель в сопровождении звуков ветра и хруста снега. (Слайд 17-18)
Воспитатель: Кажется, непогода разыгралась.
Воспитатель: Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?
Дети: Вой ветра, скрип деревьев, хруст снега.
(Слайд 19) Воспитатель: Как живут звери зимой?
Дети: Некоторые животные зимой спят. Это медведь, еж, барсук, бурундук. Другие животные заняты зимой добычей корма. (заяц, лиса, волк, кабан)
(Слайд 20) Воспитатель: Как вы думаете, о чем могут вести беседы зимой птицы.
Дети: О том, как им холодно и голодно.
(Слайд 21) Воспитатель: Каким бывает зимний ветер?
Дети: Холодным, ледяным, порывистым.
Воспитатель: С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул».
Воспитатель: Давайте покажем, как дует слабый ветерок. А теперь сильный (дети имитируют).
Физкультминутка
Сейчас мы превратимся с вами в ветер.
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу (Приседают, потом встают, разводят руки в стороны)
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками)
Зайцы прячутся в кустах. (Имитируют)
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
(Слайд 22) Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он падает из тучи.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)
(Слайд 23) Воспитатель: Волшебница Зима приглашает нас в лабораторию «Снеговичок».
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и слышите, что снег скрипит.
(Слайд 24) Воспитатель: Посмотрите, сколько снежинок прилетело вместе с ветром.
Воспитатель: А сейчас пусть каждый из вас соберет свою снежинку, пока они не растаяли, и мы найдем одинаковые. (Дети ищут, но не находят)
Воспитатель: Оказывается, одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: Как здорово было бы посмотреть на каждую из них. У нас еще будет много времени поиграть, повеселиться, порадоваться зиме. Сейчас мы отправимся на прогулку и поиграем со снежинками.
Рефлексия:
• Ребята, что нового вы узнали сегодня?
• Что вам понравилось?
• О чем сегодня вечером расскажете мамам?