Екатерина Ильина
Конспект НОД «Дружная семья» с детьми средней группы по программe «Социокультурные истоки»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Кугесьский детский сад " Ягодка" Чебоксарского района
Чувашской республики
КОНСПЕКТ
непосредственно-образовательной деятельности в форме итогового занятия с детьми средней группы (4-5 лет) по программе "Социокультурные истоки"
на тему
"ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ"
Работу выполнили:
Егорова Л. Н. ,
Кудрявцева Т. В. -
воспитатели средней
"В" группы
п. Кугеси, 2017 г.
Итоговое занятие №1, сентябрь.
Публикация «Конспект НОД „Дружная семья“ с детьми средней группы по программe „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
Проводится на основе книги 1 для развития детей 4-5 лет "Дружная семья".
Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики "Истоки") : "Родной очаг".
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие +познавательное развитие +речевое развитие +художественно-эстетическое развитие +физическое развитие.
Цель:
первоначальное прочувственное освоение детьми социокультурных категорий "Семья", "Домашний очаг".
Задачи
Образовательные:
-формировать у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей;
-раскрыть для детей содержание социокультурных понятий : семья, родной дом, родные люди, любовь, взаимное уважение, внимание, забота, поддержка и др.
Развивающие:
-мотивацию к общению со сверстниками и педагогом;
-коммуникативные умения (умения слушать друг друга, договариваться, приходить к согласию);
-навыки речевого взаимодействия (отвечать на вопросы, высказывать свое мнение);
-управленческие способности (осуществлять выбор, проявлять активность в достижении положительных результатов).
Воспитательные:
воспитывать в детях любовь и уважение к близким людям, желание о них заботиться, оказывать посильную помощь, радовать хорошими поступками.
Виды образовательной деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная, речевая, игровая, познавательная, музыкально-художественная, двигательная
Формы реализации детских видов деятельности:
-беседа с детьми на основе прочитанных произведений и личного опыта детей (работа в круге);
-разговор в ресурсном круге;
-чтение детьми наизусть стихотворений, потешек;
-создание игровой ситуации;
-игра (пальчиковые, русские народные);
-пение песен (хороводных, авторских);
-оформление страницы Альбома "Наша дружная семья" (совместное художественное творчество детей и родителей).
Оборудование: книга 1 для развития детей 4-5 лет "Дружная семья" (по количеству детей или цветные ксерокопии стр. 19); выставка семейных фотографий " Я и моя семья"; плакаты с пословицами и поговорками о семье; фломастеры, веник, мягкая игрушка, мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран, презентация к НОД.
Предварительная работа
Речевое развитие
Чтение и восприятие художественной: русская народная сказка "Братец Иванушка и сестрица Аленушка", рассказы Л. Корсунской "Семья", Э. Шима "Брат и младшая сестра", Е. Пермяка "Первая рыбка", К. Д. Ушинского "Брат и сестра".
Чтение и заучивание наизусть стихотворений, потешек по теме.
Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Беседы на темы "Моя семья", "Как я помогаю маме (или другим членам семьи)", Как мы отмечаем в семье дни рождения" ; «Мамина помощница»; «Мой папа -мастер»; «А я с бабушкой дружу»; «Дедушкины рассказы» и др.
Игровая деятельность
Пальчиковая игра "Семья".
Сюжетно-ролевые игры "Дочки-матери", "Семья".
Словесные игры "Назови свою фамилию", "Назови всех членов семьи", "Старше-моложе" и др.
Художественно-эстетическое развитие
Музыкальная деятельность
Пение: "К нам гости пришли" (муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен, "Самая хорошая" (муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой).
Музыкальные движения:хоровоная игра под песню "По малину в сад пойдем" (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Художественное творчество
Оформление страницы Альбома "Наша дружная семья".
Рисование детьми на тему "Моя семья".
Физическое развитие
Русские народные подвижные игры " У дедушки Трифона", "Как у бабушки Ларисы".
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех вместе и приглашаю в круг. Давайте за руки возьмемся, передадим друг другу наши улыбки, тепло и порадуемся друг другу, как в настоящей семье, в которой живут родные и близкие люди (дети садятся на стульчики).
Присоединение к теме.
Воспитатель. Предлагаю вам отгадать загадку.
Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться-
Только пыль вокруг клубится.
Дети. Веник!
Воспитатель. Правильно, дет - это веник. (берет в руки веник и прутик от веника). Мы все знаем, для чего веник используется в домашнем хозяйстве. Но сегодня он нам интересен совсем другим своим качеством. Давайте попробуем согнуть веник (Трое-четверо желающих пытаются согнуть веник).
А теперь попробуйте согнуть отдельный прутик. (Предлагает одному из детей. Ребенок пробует, прутик ломается).
И что же мы видим, ребята?
Отдельный прутик сломать оказалось очень легко, а веник мы даже согнуть не смогли.
О чем это говорит? (Дети высказываются, воспитатель обобщает их ответы).
Один прутик слаб, у него нет ни поддержки, ни защиты. А много прутьев, когда они вместе да еще в одной прочной связке, как по волшебству, становятся очень сильными, и их никому не сломать.
Чем-то этот простой веник напоминает большую дружную семью, где все друг друга любят, уважают, поддерживают, помогают, заботятся, защищают. И такой семье не страшны никакие трудности и испытания.
Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Семья» на основе прочитанных произведений и личного опыта детей.
Воспитатель показывает детям книгу – русскую народную сказку «Братец Иванушка и Сестрица Аленушка».
-Вы, конечно же, узнали это произведение. Назовите его. (Дети отвечают).
-Давайте поразмышляем с вами о поступках героев этой сказки-Аленушки и Иванушки, о том, как сестра и брат помогают друг другу в трудных ситуациях.
Вопросы детям.
1. Как старшая сестра заботилась о младшем брате?
2. Как братец спас свою сестру?
3. Что помогло сестрице Аленушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными?
4. Чему нас учит эта сказка, и что в ней является главным?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Главным в сказке является любовь и преданность сестры и брата, которые помогают друг другу преодолеть жизненные испытания.
Воспитатель. Аленушка и Иванушка нам очень нравятся, потому что они добрые, заботливые, сильные и смелые, не боятся трудностей.
Но нам все равно их жаль, ведь у них нет родителей, они сироты. Но, к большому счастью, во многих- многих семьях у детей есть и мамы, и папы, и даже бабушки и дедушки.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Семья» с помощью наших пальчиков.
Дети играют в пальчиковую игру «Семья». Проговаривая текст «Этот пальчик-дедушка…», выполняют соответствующие движения пальцами.
Воспитатель. Ребята, вы знаете семью, в которой у одного дедушки было целых семеро детей? Как зовут этого деда? А как называется игра? (Дети отвечают).Давайте поиграем в эту веселую игру! Дети становятся в круг и играют в русскую народную игру «У дедушки Трифона».
Ресурсный круг «Моя фамилия».
Воспитатель. Ребята, давайте вместе вспомним рассказ о семье, в которой у всех ее членов была одна и та же фамилия. Какая? (Дети отвечают).
Как ответила мама на вопрос дочки Лены «Почему у нас у всех одна и та же фамилия?» (Дети высказываются).
Воспитатель обобщает: «Мама ответила: «Мы - семья, и у нас у всех одна фамилия».
Воспитатель предлагает детям поиграть,- организовывает ресурсный круг «Моя фамилия» (активная форма обучения).
Дети и воспитатель сидят в кругу, в руках у воспитателя предмет (мягкая игрушка, флажок). Воспитатель называет свою фамилию, передает предмет ребенку, сидящему слева от себя. Дети по очереди называют свои фамилии. В конце воспитатель обобщает ответы детей, подводит итог ресурсного круга.
Воспитатель. Дружные семьи отличаются тем, что они дружат не только внутри семьи, между собой, но и поддерживают хорошие отношения с соседями и другими окружающими их людьми.
Ребята, а вы знаете своих соседей по дому? (Ответы детей)
Я уверена, вы не только знаете своих соседей, но и дружите с ними, ходите друг другу в гости.
Мы с вами разучили хороводную песню, в которой есть замечательные строки: «Как малины наберем, пирогов мы напечем, всех соседей позовем». Давайте споем ее.
Дети исполняют хороводную песню «По малину в сад пойдем2 (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Воспитатель. - Ребята, вспомните, пожалуйста, у кого еще была большая семья, -тоже семеро детей, как у дедушки Трифона? (Ответы детей).
Правильно, у тети Зины из рассказа «Семеро по лавкам», и все девочки.
-Чем вам понравилась эта необычная семья? (Ответы детей).
Да, это очень дружная семья, в ней все заботятся друг о друге.
Воспитатель. Ребята, ваши товарищи разучили стихи о семье, о членах семьи, о том, как они заботятся друг друге. Послушаем их.
Дети читают стихи: В. Белов «Веселая забота», Е. Трутнева «Наша бабушка», Е. Благинина «Бабушка-забота», Р. Гамзатов «Мой дедушка», И. Бунин «Матушка», А. Плещеев «Внучка».
Воспитатель. Молодцы, ребята! Спасибо! А впереди у нас игра! Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?».
Работа в паре «Дружная семья».
Воспитатель. Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание. Внимательно послушайте, что и в какой последовательности нужно будет сделать. Я предлагаю вам выполнить задание сначала самостоятельно, а потом в паре.
Индивидуальная работа
Внимательно рассмотрите иллюстрации. Выберите те из них, на которых изображена дружная семья. Отметьте их знаком «+».
Работа в паре
Сравните свой выбор с выбором соседа, обоснуйте свой выбор, постарайтесь придти к совместному решению. Отметьте знаком «+» иллюстрации, которые вы выбрали вместе.
Обсуждение в группе. Экспертная оценка.
-предлагает одной из пар по желанию показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение;
-выявляет тех, кто согласен с данным решением (например, поднятием рук);
-дает экспертную оценку: показывает карточку с правильным ответом и обосновывает его;
-обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались.
Заключительный этап.
Воспитатель. Ребята, понравилась вам работать в паре? Что понравилось? А что показалось трудным? Что вы поняли, рассматривая эти иллюстрации и выполняя задание по ним?
Воспитатель обобщает ответы детей, подводит к выводу о том, что в дружной семье все стремятся чаще быть вместе, потому что здесь каждый окружен вниманием и заботой.
Воспитатель. Дорогие ребята! Наша сегодняшняя встреча подходит к концу. Я хочу вас всех поблагодарить за хорошую слаженную работу. Сегодня мы говорили о семье - о самом главном, самом дорогом, что есть у человека. Во все времена, семья занимала и занимает очень важное место в жизни каждого человека, поэтому неслучайно много пословиц и поговорок о ней. Давайте вспомним некоторые из них.
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
«Не нужен клад, когда в семье мир да лад».
«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».